The Washington Post | 14 ноября 2001 г.
Буш и Путин объявляют о сокращении ядерных вооружений
Карен ДеЯнг и Дана Милбэнк
Вчера президент Буш объявил о том, что в ближайшие 10 лет США более чем на две трети сократят количество своих ядерных боеголовок, перевернув тем самым одну из последних страниц в истории холодной войны.
В своем вчерашнем выступлении в российском посольстве в США президент Владимир Путин подчеркнул, что в ответ Москва пойдет на аналогичные сокращения. В результате этих сокращений количество направленных друг на друга ядерных боеголовок обеих стран будет доведено до уровня 60-х годов.
Эти заявления резко контрастировали с месяцами, а иногда и годами переговоров, которые всегда предшествовали подписанию соглашений о контроле над вооружениями между Советским Союзом и США. Хотя как Вашингтон, так и Москва ранее дали понять, что они рассматривают возможность односторонних сокращений, и хотя этот вопрос обсуждался на переговорах между двумя странами, которые велись не один месяц, вчерашние заявления, видимо, в конце концов, вывели процесс контроля над вооружениями из тупика, в котором он оказался в последнее десятилетие.
Этим заявлениям предшествовала трехчасовая встреча в начале трехдневного саммита между президентами, ознаменовавшая собой "начало новых отношений... основанных на приверженности демократическим ценностям, свободному рынку и законности. "США и Россия избавились от наследия холодной войны. Ни одна из стран не считает другую противником или источником угроз", - говорится в совместном заявлении.
Выступая на пресс-конференции в Белом доме Буш, рядом с которым сидел Путин, подчеркнул: "Нынешние уровни наших ядерных сил не отражают сегодняшние стратегические реалии. Сокращение количества боеголовок с нынешних 7000 до 1700-2200 будет совершенно достаточно для обеспечения безопасности Америки".
В ответном заявлении, сделанном несколько часов спустя, Путин не называл конкретных цифр, однако подчеркнул: "Мы больше не угрожаем друг другу, чтобы достичь соглашения. Безопасность обеспечивается не кусками металла или оружием. Она обеспечивается политической волей народов, государств и их лидеров".
В разгар холодной войны у США и СССР было, по меньшей мере, по 10 000 ядерных боеголовок. Однако, как заявил вчера Буш, сейчас мир сильно отличается от того, в котором жили любые из их предшественников. По его словам, два лидера тесно сотрудничают, чтобы успешно противостоять новым угрозам 21 века и раз и навсегда покончить с угрозами 20-го века.
Несмотря на эти важные заявления, вопросы сокращения ядерного оружия, видимо, были отодвинуты на второй план более насущными проблемами, такими как международный терроризм и быстро меняющаяся ситуация в Афганистане. В этой связи мало кто обратил внимание на тот факт, что между Бушем и Путиным выявились и разногласия.
Администрация надеялась добиться от Путина уступок в вопросе о Договоре по ПРО от 1972 года, который Россия хочет оставить в силе, а США называют его устаревшим препятствием на пути осуществления их планов по созданию НПРО.
Однако стало ясно, что, хотя сторонам остается еще два дня для дискуссий, Путин не готов пойти на сделку, в соответствии с которой США воздержались бы от формального выхода из договора в обмен на согласие российской стороны с дальнейшими американскими испытаниями компонентов НПРО. Вопросы развертывания НПРО - по общему мнению, оно вышло бы за рамки Договора по ПРО - были бы оставлены на потом.
"Еще остаются нерешенные вопросы, - заявил на пресс-конференции один из представителей администрации. - Однако тон дискуссий по данным вопросам нельзя назвать конфронтационным. Никто не придал большого значения договоренности по ПРО, и стороны решили не раздувать серьезную проблему на пустом месте - как сейчас представляется вероятным.
Что касается вопроса о сокращении ядерных арсеналов, то Путин ранее заявлял о своем намерении сократить количество российских боеголовок до уровня 1500 или ниже - это намерение связано с неспособностью России поддерживать в боеспособном состоянии и охранять такое большое количество вооружений.
Вчера Путин отметил, что он не согласится с любыми предложениями американской администрации по поводу условий проверок новых уровней боеголовок, пока они не будут зафиксированы на бумаге. "Мы готовы представить все наши договоренности в форме договора, включая вопросы проверки и контроля", - подчеркнул он на пресс-конференции.
"Новые отношения, основанные на доверии и сотрудничестве, не требуют бесконечных дискуссий о контроле над вооружениями, - дружески парировал Буш. - Такова моя позиция. Я назвал уровень, до которого будут сокращены арсеналы, и мы его будет придерживаться".
Решение американской администрации о сокращении своих ядерных арсеналов и условия, в которых это сокращение будет осуществляться, не зависят от ответных мер со стороны России или достижения договоренности о проверках. В то же время, США дали ясно понять, что они намерены двигаться вперед в вопросе создания НПРО и выйти за пределы Договора по ПРО, невзирая на позицию Москвы.
Как заявил вчера один из представителей администрации, по мнению Белого дома, было бы лучше всего, если бы в результате "эволюционного переговорного процесса" между двумя лидерами Россия стала смотреть на вещи глазами США.
Однако пока этот процесс идет, есть другие вопросы, заслуживающие обсуждения. По словам высокопоставленных представителей администрации, состоявшиеся вчера утром переговоры были посвящены, главным образом, сенсационному взятию Кабула "Северным альянсом", поддержку которому оказывают США и Россия. На совместной пресс-конференции Буш поспешил напомнить об обещаниях "Северного альянса", что он окончательно не обоснуется в столице, пока не будет сформировано правительство, представляющее все афганские этнические и племенные группы.
Оба лидера выразили обеспокоенность поступающими сообщениями о нарушениях прав человека со стороны бойцов "Северного альянса" в отношении талибских боевиков или симпатизирующих им лиц, хотя Буш выглядел несколько более встревоженным, чем Путин.
По словам помощников, в частной беседе Путин указал Бушу на важность завершения операции в Афганистане. В ответ Буш подчеркнул: "Пока "Аль-Каида" не будет призвана к ответу, мы не уйдем".
В одном из документов, подписанном президентами, лидеры двух стран подчеркивают необходимость уделить приоритетное внимание ускорению вступления России в ВТО.
Они обязались также активизировать усилия по предотвращению распространения биологического оружия, договорившись усилить меры безопасности и контроль над биологическими материалами в России и демонтировать инфраструктуру по созданию биологического оружия. Кроме того, Путин и Буш пообещали расширить сотрудничество в торговой области.
Буш заявил также о своем намерении оказать давление на конгресс, чтобы тот отменил поправку Джексона-Вэника, ограничивающую торговлю со странами, препятствующими свободной эмиграции. Хотя эта поправка уже давно не применяется, сам факт ее существования давно раздражает Москву.
Во время пресс-конференции президенты одобрительно отнеслись к неформальному характеру своих отношений. В овальном кабинете Белого дома Буш показал Путину картины, на которых был изображен техасский ландшафт. "А где же техасцы?" - спросил Путин.
"Я техасец", - ответил Буш.
По словам помощников Буша, американский президент, который на первой встрече с Путиным в Словении заявил, что почувствовал его душу и понял, что ему можно доверять, вчера сказал Путину: "С тобой я хотел бы воевать в одном окопе".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях