Corriere della Sera | 14 ноября 2003 г.
Аль-Самарканди, человек, которому Саддам поручил руководить сетью "Stay Behind"
Гвидо Олимпио
"Всадите гарпун в грудь англичан". Это строка из народной иракской песни о борьбе против британцев в 20-е годы. Именно об этой балладе вспомнил Саддам Хусейн на встрече с генералами в январе этого года, чтобы указать, какой должна быть тактика против оккупантов.
И последователи Хусейна ведут себя как рыбаки. Но вместо гарпунов у них гранатометы и грузовики со взрывчаткой, они используют тактику повстанческой и террористической войны. Их деятельность настолько хорошо организована, что возникает мысль о существовании руководящего центра.
Генерал 82-й военно-воздушной дивизии Чарльз Свэннэк назвал действия повстанцев "контрнаступлением Саддама". Но другие офицеры не согласны с таким определением. Например, генерал Джон Абизейд, командующий контингентом. "Саддам, как военный руководитель - абсолютно некомпетентен, - заявил он, добавив, - думаю, что повстанцев не более 5 тысяч человек". Намного меньше, чем сообщил во вторник источник из разведслужбы, говоривший о 50 тысячах повстанцев.
Подобные расхождение во мнениях свидетельствуют о растерянности и подтверждают неспособность Пентагона делать прогнозы на долгосрочную перспективу. Поспешность, с которой было объявлено о завершении войны, не позволила точно оценить последствий послевоенного периода. И сегодня складывается намного более сложная картина, чем предрекали аналитики. Саддам из свергнутого диктатора, вынужденного скрываться, превратился, по данным американских и израильских исследований, в тайного лидера сопротивления.
В соответствии с планом, разработанным задолго до начала войны, раис поручил управление своими коммандос человеку, которому он доверяет. Речь идет об Ахмеде Аль-Рауи, или как его еще называют, аль-Самарканди.
Во французской прессе его называют Великим маэстро подпольной структуры, скопированной с организации, созданной НАТО. Это знаменитая "Stay Behind", сеть, сформированная из людей, не вызывающих подозрений, прошедших специальную подготовку, которые должны были начать действовать в случае советской агрессии.
Поэтому, аль-Самарканди поручил сыновьям Саддама руководить различными вооруженными группировками, а сам тем временем создавал независимую сеть. По информации, полученной из некоторых источников, этот человек делал ставку на связи, установленные им еще во время работы в военном управлении партии Баас.
Он восстановил связи между кланами и мобилизовал чиновников, работавших в некоторых особых структурах режима. Аль-Самарканди располагает серьезной экономической базой благодаря пожертвованиям знатных суннитов и средствам, которые удалось укрыть после свержения режима.
Укреплению организации аль-Самарканди, говорится в аналитических документах американских и израильских экспертов, невольно способствовали сами Соединенные Штаты. Роспуск армии, неспособность восстановить нормальную жизнь в стране, ошибки послевоенного периода лишь способствовали пополнению рядов повстанцев.
Саддам якобы разделил страну на шесть районов, поручив руководить ими шести чиновникам. Самым авторитетным из них является Зохари Рахамим, подпольный "губернатор" зоны, включающей в себя Рамади и Фаллуджу, два города, которые вместе с Багдадом образовывают суннитский треугольник.
Этот главарь, судя по всему, является одним из лидеров, ностальгирующих по прежнему режиму, и отвечает за приток арабских добровольцев. Вероятно, Рахамим и есть связующее звено между двумя врагами Буша - Саддамом и Усамой. Однако и по этому вопросу мнения расходятся. Все тот же Абизейд стремится преуменьшить масштабы участия "Аль-Каиды" в иракском сопротивлении.
Чтобы обмануть американскую разведку, последователи Саддама постоянно увеличивают число названий ячеек, групп и мелких группировок. Таким приемом уже пользовались шиитские группировки в Ливане в 80-е годы.
Последнее появившееся название - "Бригады революции 1920 года". Такое название было выбрано, чтобы подчеркнуть историческую связь, к которой, как мы уже поняли, испытывает слабость Саддам Хусейн, и привлечь в борьбе группировки радикальных шиитов, выступающие, как и последователи Саддама, против западного присутствия.
Разведслужбы допустили и еще один промах, это стало понятно после того, как американские морские пехотинцы вошли в Багдад. В некоторых подвалах обнаруживались сотни готовых к использованию поясов смертников. Они были предназначены для федаинов Саддама.
Эти вооруженные подразделения формировались, в основном, из иракцев, но имеются сведения о сотнях арабских моджахедах, сторонниках Усамы и простых мусульманских добровольцах. В ходе охоты за организаторами терактов предпочтение отдается лидерам "Аль-Каиды", поскольку культура мученичества не свойственна иракскому светскому обществу.
Но это замечание справедливо лишь отчасти. Первыми живыми бомбами были местные жители, а палестинский опыт свидетельствует о том, что к совершению подобных акций готовы не только радикальные экстремисты из "Хамас", но и "марксисты" из "Фатх" . Религия в данном случае играет второстепенную роль.
Наконец, элемент, названный сотрудниками западных спецслужб, "психологическим". Убийство Удея и Кусея в результате ожесточенной перестрелки и последовавшая за этим демонстрация их тел подействовали на боевиков.
В тот момент они поняли, больше не будет никаких компромиссов или тайных договоренностей, как это было с высокопоставленными чиновниками, которые бросили Багдад на произвол судьбы. Федаины оказались перед выбором: или погибнуть, или сдаться, не зная, что их ожидает в будущем.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях