Yomiuri | 14 ноября 2003 г.
Возможность предоставления Японией политического убежища северным корейцам вызывает большие сомнения
Хидэтоси Киётака, Тайдзи Ибука
Министерство юстиции отклонило просьбу бывшего агента северокорейских спецслужб предоставить ему политическое убежище. Этот отказ - новое свидетельство того, что гражданам Северной Кореи, покинувшим свою страну, будет крайне сложно получить политическое убежище в Японии.
Японию уже давно критикуют за нежелание предоставлять иностранным гражданам политическое убежище.
Министр юстиции Дайдзо Нодзава уведомил бывшего агента северокорейских спецслужб, известного под именем Кэнки Аояма, что его заявление о предоставлении статуса беженца был отклонено на основании данных, изложенных в докладе токийского бюро иммиграции.
Тем временем конгресс США работает над новым законопроектом, согласно которому гражданам Северной Кореи, покидающим страну по причине преследований и бедности, будет предоставляться политическое убежище.
Когда представители иммиграционных властей ознакомились с решением министерства юстиции и узнали причины, по которым было отклонено заявление гражданина Северной Кореи, они сообщили, что не ожидали, что интерпретация, которую министр юстиции дает статусу беженца, будет настолько отличаться от их положений.
После того как в бюро иммиграции поступает заявление иностранного гражданина о предоставлении ему политического убежища, это заявление регистрируется, и сотрудники бюро проводят с ним несколько собеседований. Затем заявление и выводы бюро иммиграции отсылаются министру юстиции, который принимает окончательное решение.
Некоторые заявления отвергаются на основании выводов бюро, но в этот раз произошел поистине беспрецедентный случай, поскольку ведомства никогда еще так не расходились в трактовке положений Международной конвенции о статусе беженцев.
Причины, на основании которых министерство юстиции отказало гражданину Северной Кореи предоставить политическое убежище, были следующими:
- претендент не смог доказать, что страна, гражданином которой он являлся, не оказывала ему гражданской защиты;
- он не подвергался преследованиям в Северной Корее;
- отсутствуют доказательства того, что в случае своего возвращения в Северную Корею претендент будет подвергаться преследованиям;
- он публично заявил о своих антипхеньянских настроениях только после прибытия в Японию, поэтому подобное заявление не может считаться достаточным основанием для предоставления ему статуса политического беженца.
Нодзава не стал вдаваться в остальные подробности, ставшие причиной отказа, и подчеркнул лишь тот факт, что помимо северокорейского паспорта Аояма имеет паспорта Южной Кореи и Китая.
На этом основании министр сделал вывод, что Aояма вполне мог бы найти убежище в Китае или в Южной Корее.
Бюро иммиграции полагало, что заявление Аоямы может быть рассмотрено положительно на том основании, что он был одним из 93 тысяч пропхеньянски настроенных граждан Японии корейского происхождения, которые уехали в Северную Корею в рамках "Программы возвращения на родину".
Те, кто выразил желание вернуться в Северную Корею, подвергались дискриминации, поскольку в Японии их считали пропагандистами коммунизма.
Aoяма сумел выжить в Северной Корее, став агентом спецслужб, чтобы получать иностранную валюту.
В 1999 году Аояма приобрел китайский паспорт, вновь вернулся в Японию, организовал здесь группу северных корейцев, просящих политического убежища и начал критиковать режим Северной Кореи.
Кроме того, иммиграционная служба считает, что заявление Аоямы должно быть рассмотрено положительно и на том основании, что теперь он вполне может преследоваться властями Северной Кореи и правомерно опасается подобных преследований.
Решающим фактором в решении министерства юстиции было именно то обстоятельство, что Аояма имеет гражданство нескольких государств.
Кроме того, в Конвенции о статусе политических беженцев указывается, что, если лицо, имеющее двойное гражданство, преследуется в одной стране, это вовсе не означает, что он не получит защиты в другой стране, гражданином которой он также является.
И если министерство юстиции делает акцент на формальную сторону, подчеркивая наличие у Аоямы нескольких паспортов, то бюро иммиграции подчеркивает в деле Аоямы особые обстоятельства.
"Аояма оформил китайский паспорт только для того, чтобы бежать из Северной Кореи. В этом году срок китайского паспорта истекает. Южная Корея считает всех северных корейцев, просящих политического убежища, гражданами своей страны. Но Аояма не является этническим корейцем и поэтому не может автоматически получить гражданство Южной Кореи", - подчеркивают сотрудники иммиграционного бюро.
Со своей стороны, ответственный представитель министерства юстиции заявил о том, что политическое убежище должно предоставляться прежде всего тем, кому действительно некуда ехать.
"Аояма уже получил вид на жительство в Японии. Поэтому он не нуждается в дополнительной защите нашего государства как политический беженец", - подчеркнул он.
Но статус временно проживающего и статус политического беженца не должны смешиваться. Эти вопросы следует рассматривать отдельно.
Тех, кто боится преследований Пхеньяна за их критику северокорейского режима после приезда в Японию, называют "поздними беженцами".
Бюро иммиграции считает Аояму именно таким "поздним беженцем". Кроме того, он должен продлевать свой вид на жительство каждые три года и может получить отказ на его продление по любому формальному поводу.
"Получив статус политического беженца, Аояма получит и постоянный вид на жительство, который не надо будет периодически продлевать. Это позволит ему работать, жить и иметь социальное обеспечение, как все граждане Японии", - подчеркивают сотрудники бюро иммиграции.
Верховный комиссариат ООН по делам беженцев подверг критике интерпретацию министерством юстиции Конвенцию о беженцах, назвал ее слишком узкой, и подчеркнул, что министерство подменяет нормы, определяющие статус политического беженца, общими положениями об иммиграции.
Дело Аоямы наглядно свидетельствует о различии позиций в отношении к беженцам между бюро иммиграции и министерством юстиции. И в то время как бюро иммиграции стремится гибко интерпретировать Конвенцию и защитить северных корейцев, ищущих убежища в Японии, министерство юстиции старается использовать эту же Конвенцию для того, чтобы предотвратить приток беженцев в страну.
Согласно Конвенции, решение о предоставлении политического убежища должно приниматься на основе объективных фактов, независимо от текущих политических и дипломатических интересов.
Однако случай с Аоямой подтверждает тот факт, что интерпретация Конвенции и принятие решения как раз зависит от текущих политических интересов.
Понимая необходимость решения проблемы иммигрантов и политических беженцев, Демократическая партия Японии опубликовала свой законопроект, призывающий к учреждению особого комитета по делам политических беженцев, отделенного от бюро иммиграции.
Но на данный момент у граждан Северной Кореи мало шансов получить в Японии политическое убежище.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях