Berliner Zeitung | 14 ноября 2007 г.
На Черном море
Катя Тихомирова
Потерпевшие аварию нефтяные танкеры, утонувшие суда с опасным грузом - удар по чувствительной экосистеме в результате халатности
Три мертвых российских моряка оказались всего лишь предвестниками катастрофы. После того как в конце прошлой недели в результате сильнейшего шторма ко дну пошло грузовое судно "Нахичевань", их трупы вынесло в понедельник на берег косы Тузла в Керченском проливе. В те дни затонуло четыре судна, сухогрузы и танкер, еще шесть сели на мель, и в итоге в море попало 6500 тонн серы и 2000 тонн мазута.
Керченский пролив, который связывает Черное море с Азовским, превратился в зону бедствия. Обоим берегам, западному - крымскому, принадлежащему Украине, и восточному - российскому, угрожает мазутное пятно, излившееся из расколотого на две части российского танкера "Волгонефть-139", а это 1300 тонн нефтепродуктов. Российский президент Владимир Путин отправил в регион премьер-министра Виктора Зубкова. Украинский премьер-министр Виктор Янукович тоже приехал в зону бедствия.
Вчера российское побережье на протяжении 50 километров было покрыто нефтью, погибли тысячи морских птиц, сообщили специалисты из российского отделения Greenpeace. Насколько велик ущерб, нанесенный рыбным запасам, еще не установлено, рассказал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Он говорит об "экологической катастрофе". В понедельник и во вторник проводились работы по очистке побережья. "На них задействовано несколько сотен морских пехотинцев, - сообщила вчера Вера Бакашева, пресс-секретарь российского отделения Greenpeace. - Им помогают десятки сотрудников российского министерства по чрезвычайным ситуациям". На берегах Тузлы и Щучки тоже начались очистные работы, говорит Андрей Рудомаха, сотрудник "Экологической вахты" по Северному Кавказу. "Но, чтобы совладать с последствиями катастрофы, не хватает людей и подручных средств".
Кроме того, вчера, после обнаружения авиационной бомбы, которую еще предстоит обезвредить, была закрыта коса Тузла. В распоряжение спасателей предоставлено 15 "КамАЗов", сообщает представитель местных органов власти. "Ущерб колоссален, - говорит Андрей Рудомаха. - Он затронул всю экосистему Керченского пролива. Только на сегодняшний день погибло 30 тысяч птиц, но это не окончательная цифра. Об их спасении никто не заботится". Даже в нормальных погодных условиях Керченский пролив - это испытание для капитанов и экипажей, свидетельствует Рудомаха. "Но, несмотря ни на что, по нему продолжают перевозить опасные грузы".
Нефтяное пятно, которое угрожает как Черному, так и Азовскому морям, - это, по первым оценкам экспертов, наиболее тяжелая катастрофа в истории данного региона. Последствия предсказуемы. Северо-восточный берег Керченского пролива находится на пути миграции перелетных птиц, стаи которых как раз сейчас отправляются на юг. Кроме того, под угрозой оказалась и без того немногочисленная популяция морских черепах. Главная опасность для них - это уменьшение содержания кислорода в воде. "Затронута вся морская фауна, - говорит Игорь Голубенков, представитель общественной организации "За спасение Тамани". - Нефть убивает птиц и моллюсков. Сейчас производится очистка берега, но судьба животных никто не волнует".
Катастрофа обрушилась на экосистему, которая и до того была ослаблена, объясняет заместитель председателя международной организации по защите окружающей среды "Экозащита" Владимир Сливак. "Ситуация была безнадежной еще до катастрофы". По данным Greenpeace, кроме "Волгонефти-139", аварию потерпел еще один аналогичный танкер, "Волгонефть-123". Во время шторма он стоял на якоре в российском порту "Кавказ". Он тоже был загружен нефтепродуктами, сильно пострадал, и из его танков тоже произошла утечка опасного груза. Управление порта, несмотря на поступившее штормовое предупреждение, отказалось произвести разгрузку танкера, поскольку судно уже прошло таможенный досмотр. Откачка оставшегося мазута из танков "Волгонефти-123" была начата только вчера.
Тот факт, что, несмотря на штормовое предупреждение, в порту "Кавказ" находился полностью загруженный танкер, показывает, как на грузовых судах, которые ходят под российским флагом, относятся к технике безопасности, говорится в заключении Greenpeace. Танкер "Волгонефть-123", построенный в 1975 году, официально был списан еще 26 июля 2004 года и уже давно должен быть пущен в переплавку. Еще два грузовых судна, затонувших в Керченском проливе, "Волгодонск" и "Ковель", имели на борту в общей сложности 6500 тонн серы. Никакой опасности этот груз не представляет, уверяли соответствующие ведомства, контейнеры герметично закрыты. Однако российская экологическая организация "Зеленый крест" заявляет, что затонувшая сера намного опаснее для экосистемы пролива, чем вылившийся мазут.
Еще в понедельник руководитель Госморспасслужбы Анатолий Янчук заявил, что вина за аварии лежит также на капитанах и личном составе кораблей. Все суда находились далеко не в лучшем состоянии. Украинская береговая охрана выдала штормовое предупреждение, однако оно было слишком неточным. С учетом штормового предупреждения танкеру "Волгонефть-139", который впоследствии раскололся, нельзя было выходить в море, утверждает прокуратура. Танкер, построенный в 1977 году, мог не выдержать шторма. Вина за катастрофу лежит и на пароходствах, говорит Игорь Голубенков: "Они делают легкие деньги без оглядки на возможный ущерб".
Таманский залив был когда-то местом отдыха. "13 километров совершенно чистого морского пляжа и чистая вода, как в Майами или на Гавайях!". Он категорически не годится на роль перевалочного пункта для опасных грузов. Пролив слишком опасен. Кроме того, грузы перевозились на судах, предназначенных для речного судоходства, которые вообще нельзя использовать в таких сложных водоемах. "Наши бизнесмены, - говорит Игорь Голубенков, - как дети, им нельзя давать в руки спички".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях