La Repubblica | 14 ноября 2007 г.
"Папа - первый патриарх". Соглашение между католиками и православными
Марко Полити
"Папа - "первый патриарх", Рим - "первый престол", Римская церковь "правит в любви", - так черным по белому написано в совместном документе Католической и Православной церквей, который окончательно и безоговорочно устанавливает главенство римского понтифика, прокладывая путь к воссоединению католиков и православных, разъединенных после раскола 1054 года.
Секретный документ является итогом октябрьского саммита в Равенне, где католическая делегация, возглавляемая кардиналом Каспером, и православная делегация, возглавляемая митрополитом Зизиуласом Вселенского Константинопольского Патриархата, заложили основы для более углубленного изучения вопросов с целью восстановления единства.
Это 46 пунктов, самая настоящая "дорожная карта", указывающая проблемы, которые следует урегулировать, чтобы иметь возможность заявить о преодолении разногласий прошлого. Итак, есть признание римского главенства, но при этом было сразу же заявлено, что необходимо определить "роль епископа первого престола" в рамках церковной общины. Иными словами, предстоит определить "прерогативы" епископа Рима, принимая во внимание, что мнения по этому вопросу сильно расходятся.
В документе излагаются три основополагающих концепции: церковная общность, согласие между всеми церквами, власть. Обе стороны согласны с тем, что епископ - глава местной церкви и что никто не может его заменять. Обе стороны признают, что "единая и святая Церковь" реализуется одновременно в каждой местной церкви, прославляющей евхаристию, причастие, и в единении всех церквей.
Достигнуто соглашение и по структурам Вселенской Церкви. На местном уровне главой является епископ. На региональном уровне - группа церквей избирает "первого", protos на греческом, внутри региона. Более многогранным этот вопрос оказывается на глобальном уровне: экспертам предстоит много поработать. Поскольку документ утверждает, что во вселенском масштабе "те, кто являются первыми в различных регионах, вместе со всеми епископами, сотрудничают в том, что касается всей церкви в целом". И в этом контексте подчеркивается, что "первые должны признавать того, кто является первым среди них".
И чтобы обеспечить согласие, говорится в экуменической "дорожной карте", необходимо согласие между всеми церквами: иными словами, объединенное сотрудничество, охватывающее всех. Все епископы Христианской Церкви, сказано в документе, должны быть не только едины в вере, но "их также должна объединять ответственность и само служение Церкви". Церковные соборы являются "главным инструментом", через который выражается единство Церкви.
Таким образом, православный мир устанавливает, что епископ Рима не может воображать себя тоталитарным правителем, который в одиночку принимает решения или подменяет собой иерархов на местных уровнях. С другой стороны, сам Ратцингер говорил неоднократно в прошлом, что римский понтифик не может вести себя "как абсолютный монарх". Один из фрагментов текста звучит как явное предупреждение: "Первый не может делать ничего без согласия всех".
Кроме того, понтифик в документе всегда называется епископом Рима или одним из пяти исторических патриархов.
Теперь слово за Папой Ратцингером. Только он может дать сигнал к продолжению. На 23 ноября понтифик созвал всех кардиналов мира на собор, главной темой которого будет экуменизм. Основой для дискуссии как раз и послужит документ, подписанный католиками и православными.
Между тем Бенедикт XVI занимается реформированием Синода епископов - совещательного парламента мирового епископата, который собирается каждые три года: более широкое представительство получат восточные Католические церкви - мост к Православной Церкви - в которых имеется более 25 епископов, будет расширено пространство для дискуссии и будут реформированы рабочие группы.
Начиная с момента своего избрания Бенедикт XVI демонстрировал намерение совершить "конкретные шаги" в направлении сближения между Христианскими Церквами. Но у Православной Церкви имеются трудности.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий упорствует в непризнании главенства патриарха Константинопольского Варфоломея I и в то же время не может простить Ватикану деятельность католических миссий на бывшем советском пространстве. В Равенне его представители покинули заседание, потому что Православная Церковь Эстонии присоединилась к Константинопольскому Патриархату.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях