Berliner Zeitung | 14 октября 2005 г.
Насилие и борьба с ним на Северном Кавказе
Катя Тихомирова
Российское руководство не готово к политическому урегулированию проблем в автономных республиках
В новогоднем обращении российского президента в 2004 году прозвучало следующее: "Война закончена, вы можете спокойно идти домой". В Чечне войны нет уже три года, заверил Владимир Путин. Он признал только, что "проблемы существуют на Северном Кавказе". Так что осветим северокавказские проблемы.
Как сообщают информационные агентства, в четверг около 300 вооруженных боевиков ворвались в столицу северокавказской республики Кабардино-Балкарии. Боевики напали на отделы внутренних дел, здания ФСБ и погранотряд, а также на аэропорт. Сколько человек убито, пока неясно. Ответственность за организацию нападения взяли на себя чеченские боевики. Об их мотивах теперь гадают те, кто утверждает, что война в Чечне закончилась уже три года назад.
На деле больше не требуется никаких дальнейших доказательств процесса, который наблюдатели называют "чеченизацией" Северного Кавказа. В 2004 году это затронуло соседние республики - Ингушетию и Северную Осетию. В июне 200 боевиков напали на Назрань, столицу республики Ингушетия, подожгли здание МВД и убили министра внутренних дел. В ходе боевых действий погибло, по крайней мере, 47 человек. В сентябре во время захвата школы в североосетинском городе Беслане погиб 331 человек, половина жертв - дети. Ответственность за теракт взял на себя предводитель чеченских боевиков Шамиль Басаев.
В Дагестане, соседней с Чечней республике, граничащей с ней на востоке, только в этом году были совершены дюжины терактов и политических убийств. В последнем отчете полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака о положении в кавказских республиках слово "война" не употребляется, однако там все сказано довольно ясно: Северный Кавказ под влиянием движений сепаратистов, этнических конфликтов, готовых к применению силы радикальных исламских группировок и внутренней борьбы за власть находится под угрозой коллапса.
Примечательной в этом анализе является трезвая оценка, даваемая политическим элитам в автономных республиках. Они корыстны и коррумпированы. Разделение экономических ресурсов и политической власти между представителями правящих кланов привело к бесхозяйственности и коррупции. Доклад также является свидетельством несостоятельности российской политики на Северном Кавказе, политические кадры в автономных республиках не только назначаются Кремлем, но и без его поддержки не могут удержаться у власти. ЕС хочет выделить 20 млн евро на развитие Северного Кавказа, на здравоохранение, образовательные программы и на восстановление региона. В роли посредника он выступать не может, так как это будет воспринято как вмешательство во внутренние дела России.
Спонсорам из Брюсселя нужно прочитать доклад Козака. Пока российское руководство не готово к политическому решению конфликта, давать инвестиции на восстановление бесполезно. Насилие и ответные действия на него в России официально называются не войной, а "антитеррористической операцией". В этой связи стоит вспомнить о том, что бывший президент Чечни Аслан Масхадов, за которым долго охотились, в марте этого года был не задержан и убит, а умер в результате "ненадлежащего применения огнестрельного оружия". То, что убитый Масхадов был последним чеченским политиком, с которым можно было вести переговоры по поводу восстановления мира в регионе, - это спорный вопрос. Однако российское руководство отказывается от переговоров. Директива - война.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях