The New York Times | 14 октября 2008 г.
Кругман получил Нобелевскую премию по экономике
Кэтрин Рэмпел
Профессор Принстонского университета и автор колонки в The New York Times, Пол Кругман был награжден в понедельник Нобелевской премией по экономике.
Нобелевский комитет отметил Кругмана за его 'анализ моделей торговли и проблем экономической географии".
55-летний Кругман более известен широкому кругу читателей своей газетной колонкой, в которой он неизменно критикует президента Буша (а теперь и Джона Маккейна). Его статьи принесли ему как убежденных сторонников, так и яростных критиков.
Однако он был награжден премией за свои научные, а не политические исследования. Их он проводил в основном до того, как начал регулярно писать для The New York Times
"Если быть предельно честным, я думал, что однажды это может произойти, но я совершенно не думал, что это случится в тот день, - заявил Кругман в своем интервью в понедельник. - Я знаю людей, всю жизнь ожидающих этого звонка. Это нехорошо для их душ. Так что я просто выкинул это из головы и перестал думать об этом".
Кругман получил премию за свое исследование, начавшееся в 1979 году. Это исследование объясняет модели торговли между странами, а также где и почему производятся те или иные товары.
Традиционные модели торговли предполагают, что страны отличаются друг от друга и поэтому обмениваются только тем, что они сравнительно лучше могут производить: скажем, для Франции это вино, а для Китая - рис.
Впрочем, эта модель, берущая свое начало из трудов Давида Рикардо начала XIX столетия, не отражала того потока товаров и услуг, что Кругман увидел в современном ему мире. Он задался целью объяснить, почему в мировой торговле доминируют лишь несколько похожих друг на друга стран, и почему страны иногда импортируют и экспортируют одни и те же товары.
По его модели, многие компании продают схожие товары, лишь немного отличающиеся друг от друга. Эффективность этих компаний увеличивается вместе с ростом продаж и соответственно расширением компаний. Потребители любят разнообразие и выбирают продукцию этих компаний из разных стран, что и позволяет странам продолжать торговать схожими по сути товарами. Так, например, некоторые американцы покупают автомобили Volkswagen, а некоторые немцы предпочитают машины Ford.
Он развил исследование, стремясь далее объяснить, как влияют транспортные издержки на то, почему люди живут там, где они живут. Его модель объяснила, при каких условиях торговли люди или компании переедут в тот или иной регион или, напротив, уедут откуда-то.
Работа Кругмана была высоко оценена за свою простоту и практичность, тем более что экономистов часто критикуют именно за отсутствие этих черт.
"Некоторые полагают, что что-то глубокое приходит лишь из чего-то крайне запутанного, - говорит Морис Обстфелд, профессор экономики университета Калифорнии в городе Беркли. Он совместно с Кругманом написал учебник по мировой экономике. - Великая сила Пола заключается в том, что он берет что-то очень простое и делает из этого что-то новое и глубокое".
Кругман применил свое умение разъяснять сложные идеи простыми и веселыми словам в своей колонке в The New York Times, которую он начал вести в 2000 году. За последние годы в его колонке и связанном с ней блоге на nytimes.com почти все, касающееся администрации Буша, от политики в области здравоохранения до Ирака и "общей некомпетентности", было предметом его нападок.
В то же время самого Кругмана стали критиковать как экономисты, так и обычные читатели.
'Большая часть его популярных статей бесстыдна", - говорит Даниель Клейн, профессор экономики в университете Джоржа Мейсона. В этом году он написал всеобъемлющую рецензию на колонку Кругмана в The New York Times. "Он просто опускает те важные экономические вопросы, где выводы противоречат духу рассуждений его любимой Демократической партии, которую, как мне кажется, на самом деле они и поддерживает, в особенности раз уж он пишет для The New York Times".
Но есть у его популярных статей и не менее ревностные поклонники.
"Я считаю сегодняшнее решение о присуждении премии заслуженным и даже немного запоздалым, но еще больше я хочу упрекнуть комитет Пулитцеровской премии. Они ему уже задолжали как минимум несколько премий, - говорит Пол Сэмюельсон, также обладатель Нобелевской премии по экономике. - Пол Кругман - единственный колумнист в Соединенных Штатах, который был прав почти по всем вопросам с самого начала".
По словам Кругмана, он не ожидает, что награждение его Нобелевской премией хоть как-то скажется на отношении к нему коллег и читателей, будь то друзья или враги.
'Для экономистов это признание, но не новость, - говорит он, - мы знаем, кто чем занимался все это время".
"А что касается читателей колонки, - добавляет он, - возможно, они будут более внимательно читать, когда я буду писать об экономике, или с большим снисхождением воспринимать текст, когда я буду писать скучно".
По его словам, он не ждет, что премия заставит его оппонентов замолчать. Достаточно вспомнить отношение к другому известному лауреату этой премии 2001 года Джозефу Стиглицу. Стиглица в равной степени хвалят и ругают за его труды, в которых он рассуждает, является ли глобализация в ее нынешней форме благотворной.
"Не замечал, чтобы ему легко жилось, - говорит Кругман. - Люди просто говорят: "Конечно, он великий нобелевский лауреат, и он очень умный, но все же он не знает, о чем он говорит в этой ситуации". Я уверен, что со мной будет то же самое".
Впервые Кругман добился популярности, когда в 1990-х годах стал писать статьи на экономические темы для сетевого журнала Slate и для Forbes. Он часто затрагивал актуальные тогда дискуссии о свободной торговле, поскольку это непосредственно было связано с его исследованием.
"Я был потрясен созданным им чудовищем, - говорит Майкл Кинсли, первый редактор журнала Slate, взявший Кругмана в штат. - Он мог вдруг придумать теорию, почему иногда свободная торговля не была бы лучшим решением, и все начинали использовать ее как аргумент против свободной торговли, несмотря на его убеждение, что подобные условия складываются крайне редко".
Хотя публицистическая деятельность Кругмана теперь больше внимания фокусирует на политике, а его исследование было посвящено мировой финансовой системе, периодически он снова интересуется торговлей. В прошлом году он несколько раз писал об отрицательных последствиях свободной торговли как в своей колонке, так и в статье, написанной им для Брукингского института и посвященной вопросу, почему торговля с бедными странами лишь увеличивает их отрыв от таких развитых стран, как США.
В 1991 году Кругман был награжден медалью Джон Бейтса Кларка. Эта награда вручается раз в два года экономисту моложе 40 лет, внесшему значительный вклад в экономическую науку. Он занял теперь свое место в длинном списке обладателей медали Кларка, получивших позже Нобелевскую премию по экономике, включая Стиглица и Сэмюльсона.
Кругман, выросший на Лонг-Айленде, получивший степень бакалавра в Йеле и докторскую в Массачусетском технологическом, преподает в Принстонском университете с 2000 года. В этом семестре он ведет курс международной монетарной теории и политики для студентов последнего курса. Часто он проводит семинары по экономическим вопросам только для первокурсников.
Кругман попал в Принстон благодаря другому экономисту - Бену Бернарке, несмотря на то, что придерживается иных взглядов, что можно видеть по новостям последних дней. Но именно глава Федеральной резервной службы США Бернарке предложил в свое время Кругману кафедру в Принстоне. Бернарке и Кругман дружат с 1970-х годов, когда они вместе учились в Массачусетском технологическом.
Их эпоха в Массачусетском технологическом дала несколько других успешных и известных экономистов, включая Оливье Бланшара и Кеннета Рогофф, нынешнего и бывшего главного экономиста Международного валютного фонда.
Премия, о которой объявили в понедельник - последняя из шести, и она не относится к изначальным Нобелевским премиям. Она была учреждена в 1968 году Центральным банком Швеции в память об Альфреде Нобеле. Кругман - единственный победитель в этом году, а значит, он получит награду размером в 1,4 млн долл.
Все же его коллеги и наставники в области международной торговли, те, кого рассматривали как возможных конкурентов в борьбе за премию, лишь отдали должное победителю.
"Многие спрашивают меня: "Почему ты не получил премию?" - говорит Ягдиш Бхагвати, профессор экономики из Колумбийского университета, помогавший Кругману опубликовать одну из ключевых работ, которая казалась другим ученым слишком простой. - Что ж, учитывая, что премию я не получил, эти вопросы уже сами по себе радуют".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях