The Economist | 14 сентября 2007 г.
Хуже, чем бесполезна: ОБСЕ отпустила Россию с миром
Редакция
Говорить о том, что Россию обелили, было бы неверно. По крайней мере, белое выглядит чистым и безукоризненным. А результаты расследования недавнего нападения России на Грузию, которое провела Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), больше похожи на гору серой тины и грязи, из-за которой не видно правды.
Грузинская сторона утверждает, что 6 августа российский военный самолет выпустил по ее территории ракету, целясь, видимо, в новую радиолокационную станцию, совместимую по техническим характеристикам с техникой НАТО. Грузия предоставила документы, по-видимому, свидетельствующие, что самолет вошел в ее воздушное пространство, а также остатки ракеты (которая не разорвалась, так как, вероятно, была выпущена слишком рано).
Россия утверждает, что вся эта история сфальсифицирована грузинской стороной.
Комиссия ОБСЕ во главе с Миомиром Зузулом, бывшим министром иностранных дел Хорватии, сопоставила различные версии инцидента. Если бы она обнаружила убедительные доказательства в поддержку российской версии, позволяющие игнорировать заключения шведских, польских и других экспертов, которых привлекла Грузия, это было бы весьма любопытно. Официально публикуемые версии событий в бывших странах коммунистического блока часто больше скрывают, чем раскрывают правду.
Но складывается впечатление, что комиссия даже не пыталась сравнить вещественные доказательства или взвесить доводы. Она пришла к сенсационному заключению, что, учитывая взаимную противоречивость версий, "трудно выяснить, что именно случилось". Российская сторона ликует, утверждая, что доклад ее реабилитировал, и возобновляет свою пропагандистскую кампанию против Грузии.
Предметом следующей ссоры станет мониторинг выборов - вопрос, особенно донимающий Россию. Кремль уже давно пытается обезоружить орган ОБСЕ, занимающийся наблюдением за выборами, - Бюро по демократическим институтам и правам человека, штаб-квартира которого находится в Варшаве. Сокращенно оно называется БДИПЧ; между тем английская аббревиатура его названия ODIHR звучит весьма красноречиво: "Oh, dear" ("О господи").
Этот орган вряд ли поставит высокую оценку российским парламентским выборам, которые должны состояться в декабре нынешнего года: Кремль подогнал избирательное право так, чтобы создать помехи независимым кандидатам и "подлинно" оппозиционным партиям; СМИ, по-видимому, будут оказывать поддержку лишь пропрезидентским партиям и "прирученной" оппозиции; преследования публичных собраний и кампаний оппозиции со стороны правоохранительных органов уже приобрели скандальную известность; а история фальсификации результатов голосования в России началась намного раньше, чем президентом стал Владимир Путин.
Чтобы предотвратить такой исход, Россия попросила ОБСЕ сообщить подробности мониторинга выборов, который она проводит в западных странах типа США или Турции. Поскольку ОБСЕ должна ответить, что такой мониторинг проводился "в крайне ограниченном масштабе", Кремль сможет широко ухмыльнуться и заявить, что его отлично устроит такое же отношение.
Аргумент, кстати, весомый: трудности, с которыми в Турции сталкиваются курдские политики, - это просто позор для страны, как и недостатки избирательной системы в США (махинации с разбиением на округа, превышение норм о финансировании кампаний, грязные уловки, скрытые пиар-кампании и, разумеется, кошмарная история с некомпетентным подсчетом голосов на президентских выборах 2000 года во Флориде).
В ответ на это следовало бы приветствовать широкий мониторинг выборов на Западе, не исключающий жесткой критики недостатков. Россия может воспользоваться этим фактом в пропагандистских целях, но это уже неважно. Положительные оценки подкрепят идею о необходимости реформ. Отрицательные можно обсудить и опровергнуть.
В отличие от фашистских клептократий, выдающих себя за парламентские республики, настоящие демократические государства не должны страшиться критики. Подобная позиция станет отличным фундаментом для того, чтобы настаивать на активном мониторинге выборов на Востоке, где недостатки значительно серьезнее.
Такова была бы верная тактика, но она необязательно окажется эффективной. Печальная истина в том, что тактика России в рамках ОБСЕ сделала эту организацию почти бесполезной. ОБСЕ принимает решения по принципу единогласия, так что вето Кремля может заблокировать ее финансирование или другие действия. Короче говоря, без согласия России ОБСЕ работать не в силах. Но ограничения, налагаемые Россией, делают ее работу пустопорожней или более чем пустопорожней, что видно на примере злоключений Грузии.
Однако Россия, успешно стреножив ОБСЕ, в итоге лишь сама себя наказала: главным результатом станет рост влияния НАТО. Неужели Кремль действительно этого хочет?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях