Статьи по дате

Berliner Zeitung | 15 апреля 2003 г.

Мародеры

Мартина Дёринг

Группа лоббистов в США хочет открыть путь для экспорта иракского культурного наследия

Иракский национальный музей в Багдаде со своей крупнейшей в мире коллекцией античных предметов Древнего Востока несколько дней назад был разграблен. В ближайшие месяцы тысячи украденных оттуда экспонатов попадут на международный черный рынок, а также в аукционные дома. Не только частные коллекционеры, даже музеи будут покупать их не раздумывая ? несмотря на международные соглашения и национальные законы. Особенно в тех случаях, когда Ирак не сможет доказать, что те или иные экспонаты находились в его собственности. Именно такой будет судьба многих из 170 000 украденных предметов искусства. Поскольку помещения Департамента древностей Ирака в Багдаде разграблены, и часть каталогов уничтожена.

Прямо-таки поразительным предвидением кажутся в этом свете старания Американского совета по культурной политике (АСКП), организации, которая была основана в США только в сентябре прошлого года. Ее члены ? это частные коллекционеры, бывшие и действующие сотрудники музейной администрации, а также эксперты-искусствоведы и адвокаты. Целью этой организации, говорит ее казначей Уильям Перлстейн, является изменение американских законов об импорте и экспорте художественных ценностей, а также либерализация международной торговли антиквариатом.

Археологи и ученые во всем мире еще в середине марта, опубликовав открытое письмо, предостерегали не только от опасностей военных действий для культурного наследия Ирака. В первую очередь, этим письмом они отреагировали на инициативы ACКП. "Мы призываем все правительства, организации и должностных лиц признать строгий иракский закон об антиквариате и способствовать его дальнейшему исполнению", - говорилось в этом письме.

Его авторы в стараниях АСКП видят одну цель: с одной стороны, данная организация хочет, чтобы будущее военное правительство США в Ираке ослабило пока что действующий строгий закон об антиквариате. Одновременно она стремится к тому, чтобы украденные в Ираке античные предметы искусства могли беспроблемно ввозиться и покупаться в США. Это отрицают как президент ACКП Эштон Хавкинс, так и казначей Уильям Перлстейн. Но данные упреки нельзя считать безосновательными.

США в 1970 году подписали предложенное ЮНЕСКО соглашение о защите культурных ценностей, правда, они его до сих пор не ратифицировали. Суть соглашения в том, что каждое государство, его подписавшее, должно возвращать другому государству его культурные ценности, которые были вывезены из страны без разрешения на экспорт. США не хотят признавать, что обоснованием требования возврата культурных ценностей является простое заявление их владельца.

После десятилетних дебатов в 1983 году в США был тем не менее принят Исполнительный акт о культурной собственности. Он предусматривает возможность возврата украденных ценностей, если их принадлежность музею документально подтверждается инвентарными списками музея. Кроме того, правительство США создало Консультативный комитет по культурной собственности, 11 членов которого выносят решения по спорным делам подобного рода.

Создание АСКП стало ответом на решение суда, вынесенного в прошлом году в отношении нью-йоркского торговца произведениями искусства Фредерика Шульца. Он за 1,2 млн долларов продал в США вывезенный из Египта контрабандным путем бюст фараона. Этот процесс и приговор ? три года заключения ? были расценены "как нападки на международную торговлю произведениями искусства и свободный культурный обмен", сказал в интервью нашему изданию Уильям Перлстейн.

Однако ACКП хочет не только либерализации законов США. "Распространяющаяся повсеместно мания культурного национализма", говорит Перлстейн, наносит вред международному культурному обмену. Поэтому правительство США должно заставить другие страны изменить свои строгие законы, считает он. До сих пор любой экспорт культурных ценностей был запрещен и иракскими законами. Поэтому Перлстейн поддерживает "создание послевоенной иракской культурной администрации, которая разрешит вывозить из страны некоторые объекты". Правда, подчеркивает при этом, что это его личное мнение.

Такие страны, как Ирак, обладают огромным количеством античных предметов, не доступных широкой общественности. "Их экспорт в такие страны, как США, послужит также сохранности культурного достояния", - говорит Перлстейн, аргументируя это тем, что данные страны не всегда могут обеспечить сохранность культурного наследия. Они даже уничтожали ? как, например, Турция ? свое культурное наследие при возведении плотин.

Не только торговцы заинтересованы в приобретении предметов сомнительного происхождения: "У американских музеев весьма различная политика пополнения своих экспозиций", - сказала нашему изданию Пэтти Герстенблит, юрист Американского института археологии. "Если тот или иной предмет был украден из музея, это в большинстве случаев возможно доказать, и он будет возвращен". Однако, что касается экспонатов из Ирака, то такого может и не произойти. В период многолетнего действия эмбарго в Ираке не хватало средств, чтобы каталогизировать новые музейные экспонаты. "Не только в США существует достаточное количество музеев, которые этим воспользуются и без всякого сомнения будут покупать художественные ценности, вывезенные из Ирака".

Это будет продолжаться некоторое время, пока в разрушенной войной стране снова не начнет действовать иракское правительство. Приоритетными направлениями сначала будут восстановление экономики, управления, инфраструктуры и снабжение населения. Пройдут годы, прежде чем это иракское правительство сможет позаботиться об украденных сокровищах. До тех пор ACКП и Уильям Перлстейн смогут протолкнуть те изменения в законы, которые нацелены на "либерализацию торговли произведениями искусства и стимулирование международного культурного обмена". Обмена, который Пэтти Герстенблит называет "очень одностороним".

Источник: Berliner Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru