Libération | 15 апреля 2003 г.
Франции грозят бойкотом
Соня Фор, Флоран Латрив, Фабрис Русло
31 марта постоянный представитель Франции в ООН Жан-Марк де Ла Саблиер получил письмо от хозяина фирмы Monsieur Touton Selection. Его компания, обосновавшаяся в Нью-Йорке двадцать с лишним лет назад, продает вина многочисленным коммерсантам восточного побережья США. "Прошел ровно месяц с начала антифранцузской кампании в Соединенных Штатах, - писал Гийом Тутон. - Сегодня я могу подвести первые итоги за истекший март. Мы потеряли более 500 тысяч долларов за непроданные французские вина, около 6000 ящиков вин различных марок? В течение месяца бойкота положение ухудшалось с каждой неделей. Чем все это закончится?"
В этом письме выражена тревога французских компаний, работающих в США или импортирующих французские товары. На протяжении последних четырех недель все громче звучат призывы к бойкоту Франции за "антивоенную" позицию Парижа. Последствия уже начинают сказываться. В то время как Гийом Тутон жалуется на 10-процентное снижение оборота, другие предприниматели говорят о 30-процентном спаде из-за нарастающей франкофобии.
Первые жертвы ? вина и продукты питания. Пока больше всего страдают мелкие компании, имеющие дело с массовым покупателем. Под ударом оказались прежде всего самые "символичные" сектора ? это вина и продукты питания. Крупные французские компании, действующие в США и дающие работу тысячам американцев, бойкотировать труднее.
До войны проявления недовольства носили локальный характер. Некоторые винные магазины, например, принимали решение выливать на тротуар шампанское с этикеткой made in France. Но с началом наступления тон ужесточился. Сетевая информационная служба Newsmax, которой руководит бывший журналист газеты The New York Post, на своем интернет-сайте начала официальную кампанию бойкота не только французских товаров, но и французских фирм, обосновавшихся в США, начиная с Air France и Rowenta и кончая Air Liquide. Призыв был подхвачен многими СМИ, в том числе ? разумеется ? телеканалом Fox News. Американские конгрессмены публично заявили о подготовке законопроекта о введении бойкота.
Последний опрос, проведенный службами Fleishman-Hillard и Wirthlin Worldwide, показывает, что 64% американцев стали "хуже относиться" к французским компаниям с начала войны. 46% опрошенных заявили, что они готовы заменить французские товары товарами "другого производства". "Мы имеем дело с эмоциональной и индивидуальной реакцией среднего американца", ? утверждает дама, возглавляющая французскую фирму по дизайну интерьеров в Нью-Йорке. По ее словам, оборот фирмы снизился на 3% по вине распространителей, которые теперь отказываются от фарфора и свечей made in France.
Производители французских вин особенно чувствительны к колебаниям американского рынка, который в 2002 году составлял около 150 млн бутылок стоимостью 938 млн евро. Результаты исследования, опубликованные в четверг калифорнийским информационным бюллетенем Wine Market Report, показывают: по состоянию на 23 марта за четыре недели объемы продажи французского вина сократились на 15,9% по сравнению с тем же периодом 2002 года. Правда, при этом надо также учитывать рост курса евро.
"Во Флориде ? еще хуже". Некоторые производители, самостоятельно ведущие торговлю на территории США, а также импортеры начинают ощущать на себе последствия американского недовольства. "Спад есть. Население начинает реагировать достаточно резко, ? признает торговец из Бургиньона Жан-Клод Буассе. ? Это стало заметно в декабре. Наши вина исчезают из меню ресторанов". По мнению Теда Эмерсона, работающего на компанию-импортера W.J.Deutsch & Sons, "не столько потребители перестали покупать, сколько владельцы ресторанов и магазинов не хотят создавать впечатление, что они поддерживают французские вина". Результат: бутылки задвинуты в самую глубину прилавка, подальше от глаза потенциальных покупателей ? дабы не вызывать гнева клиентов, настроенных против Frenchies. Призывы к бойкоту явно возымели еще больший эффект в центральных и южных штатах. "Во Флориде, Вирджинии и на юге дела обстоят еще хуже. Я думаю, это потому, что там люди более активно поддерживают республиканцев", ? замечает Тед Эмерсон.
Сыра не надо. Другой сектор, несущий убытки, ? продукты питания. Вот уже 18 лет как француженка Ариана Даген основала в США свою фирму D'Artagnan - гусиный паштет "фуа гра", шампиньоны и трюфели. Каждый день ей приходится выслушивать жалобы клиентов ? владельцев магазинов и шикарных ресторанов. Хозяин ресторана в Нью-Йорке, подающего фондю и французские деревенские сыры, - один из них. Группа постоянных клиентов ресторана передала ему просьбу следующего содержания: "Мы с удовольствием придем опять, но в следующий раз не надо ни французского сыра, ни вина. И последнее условие: о том, чтобы нас обслуживал французский официант, и речи быть не может". "Один из самых главных моих клиентов, метрдотель гостиницы Marriott Marquis, убрал из меню вина и даже названия французских блюд! Они занялись трудным делом: попробуйте подобрать американский эквивалент к слову "сотэ"! Американцы все мешают в одну кучу: из-за бойкота серьезные проблемы возникли у хлебопекарной компании Au bon pain. А ведь она французская только по названию!" ? говорит Ариана Даген.
Не провоцировать. В борьбе с бойкотом французские компании используют два метода: более "скромное" поведение или американизацию. "Мы решили прекратить рекламные кампании, которые предполагали провести с помощью своих представителей. Чтобы не провоцировать", ? поясняет Пьер Жирье, генеральный директор фирмы Amora-Maille. Группа Accor, владеющая отелями Motel 6, Sofitel и Etap, пошла на то, чтобы месяц назад снять французские флаги с фасада семи своих гостиниц в США.
1 доллар для солдат. Виноторговец Гийом Тутон говорит, что ему пришлось принять решительные меры. Не сумев избежать увольнений, он начал новую кампанию рекламы Monsieur Touton Selection, утверждая, что это "американская компания", которая продает вина всего мира. Он особо подчеркивает, что все его французские поставщики решили открыть специальный фонд, в который с каждого проданного ящика вина будет перечисляться 1 доллар в пользу американских войск в Ираке. В письме послу Франции в ООН он спрашивает, не мог бы французский президент сделать "небольшой жест, чтобы показать, что он ? хоть чуть-чуть ? поддерживает американцев".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях