Yomiuri | 15 апреля 2004 г.
Искусство оригами расправляет крылья
Саори Кан
Казалось, что восточный дракон, который поднял свою свирепую, остроконечную голову, вот-вот исторгнет грозный рев и оторвется от земли. Настолько естественно выглядел этот монстр. Удивительно, что это фантастическое существо - высотой в 25 см, с рожками, гривой, когтистыми лапами и даже с мелкой узорчатой чешуей - изготовлен только из одного прямоугольного листа бумаги, без малейших надрезов.
Оригами, традиционное японское искусство создания из бумаги декоративных предметов, цветов и животных, получило широкое признание во всем мире. И в последние годы, по мере совершенствования техники оригами, появились весьма сложные и мастерски отточенные работы, выполненные только из одного листа бумаги. Новые приемы этого искусства разрабатывают как профессиональные художники, так и любители.
Некоторые энтузиасты даже применяют компьютеры для конструкции своих моделей.
Дракон, который выполнен из самой простой и доступной всем японской бумаги, демонстрируется в галерее Дома оригами, расположенного в нескольких шагах от станции метро Хакусан в токийском районе Бункё. Небольшой демонстрационный зал заполнен экспонатами, выполненными на самом высоком художественном уровне. Среди них можно увидеть вполне натурально выглядящих насекомых, динозавров и даже такие мифические существа, как единорог и Пегас.
"Большинство авторов этих работ целиком поглощены созданием сложных фигур. Как правило, это молодые мужчины-домоседы от 20 до 30 лет. Мне даже кажется, что многие из них совсем не выходят из дома и даже не знают, как общаться с другими людьми", - говорит директор Дома оригами Макото Ямагути. И, указывая на одного из молодых людей, стоящих неподалеку, добавляет: "Вот и он такой же".
Молодым человеком оказался 22-летний Сатоси Камия - один из самых блестящих художников оригами в Японии. Это он создал удивительного дракона из листа бумаги величиной в 120 см. Скромный юноша создал первую версию своего дракона, когда ему было всего 17 лет. Его самыми оригинальные работами считаются T-rex, северный олень и легендарные существа, такие, как Бахамут. У него есть немало фанатичных поклонников даже за рубежом. "Я не помню, сколько дней у меня ушло на создание дракона. Но я не хочу делать эту модель снова", - улыбается застенчивый юноша.
"Мне удалось создать эту модель методом проб и ошибок. Обычно я уже хорошо представляю то, что хочу сделать, прежде начинаю сворачивать бумагу. Я только облекаю мою идею в форму", - продолжает Камия. Одна из его работ демонстрируется на международной выставке оригами в музее Мингей в Сан-Диего.
Среди других выдающихся художников оригами следует упомянуть Такаси Ходзё, работы которого будут демонстрироваться на международной выставке в Испании в мае этого года, а также Фумиаки Кавахату, инженера автомобилестроительной компании, издавшего несколько пособий по оригами с объяснениями, как складывать динозавров и других фантастических существ.
Макото Ямагути, который тоже является известным художником оригами, говорит: "Я открыл Дом оригами в 1989 году. До этого у нас не было постоянного места для демонстрации наших работ, хотя искусство оригами завоевало широкую популярность не только в Японии, но и за рубежом. Мы предложили регулярно проводить форум, на котором художники оригами могли бы обмениваться своими идеями, демонстрировать новые методы и таким образом вдохновлять друг друга. В итоге нашим художникам удается создавать намного более сложные формы".
В 1999 году Ямагути и его друзья основали Академическое общество оригами Японии (JOAS) с целью исследования потенциала этого искусства и установили широкие контакты за рубежом. Ежегодно Общество проводит международные выставки оригами.
Первым пособием по оригами была книга "Хидэн сэмбадзуру ориката" ("Тайна сворачивания тысячи журавлей"), изданная в 1797 году в период Эдо (1603-1868). В ней содержались диаграммы и иллюстрации классических образцов журавлей, выполненных в технике оригами.
В то время искусством оригами, в основном, пользовались для обучения детей, поэтому классические фигурки оригами были относительно просты. Обычно это были "якко" (слуга), "кабуто" (шлем самурая) и "цуру" (журавль).
В настоящее время количество поклонников оригами исчисляется десятками тысяч, причем не только в Японии, но и за рубежом, тем более что сейчас любую информацию об этом искусстве можно легко получить через интернет. Основанная в Токио ассоциация "Ниппон оригами" насчитывает более 10 тыс. членов в 30 странах, включая Бельгию, Великобританию, Колумбию, Египет, Израиль, Кению, Россию и Соединенные Штаты. В общество JOAS входят 2 тыс. членов из 25 стран.
Развитие геометрических методов оригами привело к созданию чрезвычайно сложных и невообразимых ранее форм этого искусства. Некоторые художники оригами используют компьютерные программы и создают работы, основанные на математическом анализе.
Техника оригами находит широкое применение и в промышленном дизайне. Например, на основе этой техники сейчас производятся канистры и бумажные чашки.
В прошлом году Ассоциация специалистов по прикладной математике создала целевую группу по исследованию оригами, в которую входят ученые, инженеры и другие любители этого искусства. Группа занимается поиском применения техники оригами в промышленном дизайне и технологии. Например, в настоящий момент проводятся исследования, как уменьшить степень поломки корпуса автомобиля в случае дорожной аварии. Используя технику оригами, дизайнеры пытаются создать такой корпус, который при ударе будет раскрываться, подобно цветку, не подвергаясь деформации.
Тосикадзу Кавасаки, профессор государственного технологического колледжа Сасэбо (префектура Нагасаки), является одним из ведущих специалистов, занимающихся академическими исследованиями оригами. Он приобрел широкую известность в 1997 году, когда стал первым математиком, удостоившимся степени доктора философии за исследования техники оригами.
Он также известен как автор знаменитой "розы Кавасаки", которая выглядит как живой цветок.
Кавасаки, который ведет занятия и в клубе оригами, увлекся этим искусством, когда учился в средней школе. Теперь он стал автором многочисленных пособий по оригами, наиболее известным из которых является "Техника создания морских существ". Он же был и одним из инициаторов организации выставки лучших работ.
Сам Кавасаки старается создавать работы, относительно легкие для исполнения. "Я предпочитаю создавать простые модели, которые сможет собрать каждый человек, - говорит он. - Однако, когда я вижу сложные работы, я испытываю счастье при мысли о том, что искусство оригами настолько развивается и совершенствуется".
В августе организация JOAS открывает в Токио 10-й международный форум "Оригами Тантэйдан", в котором примут участие мастера из многих стран. На форуме будет также впервые проводиться соревнование по созданию монстров и мифических существ.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях