Le Figaro | 15 апреля 2005 г.
Дилеммы Виктора Ющенко
Л.М.
Спокойствие, царящее на площади независимости в Киеве, кажется почти странным после веселого буйства "оранжевой революции". Миллионы знамен, развевавшихся здесь зимой 2004 года, свернуты и убраны. Виктор Ющенко занял президентское кресло и народ вернулся к своим повседневным заботам.
Однако работа, которая стоит перед новой властью, колоссальна по своим масштабам. Для нее потребуется скальпель гениального политического "хирурга".
Ибо во многих областях президент Виктор Ющенко и его команда уже сталкиваются с трудноразрешимыми дилеммами. Им предстоит очистить верхние этажи власти от коррупции, которая характеризовала правление Леонида Кучмы, но при этом избежать "охоты на ведьм", которая напоминала бы сведение личных счетов. Нужно дать понять олигархам, державшим политиков в руках, что их время прошло, но не спровоцировать этим бегства капиталов. Нужно вытеснить из страны московских "гебистов", угрожающих суверенитету украинского государства, но оставить российским инвесторам возможность участвовать в экономическом подъеме Украины. Короче, нужно сменить режим, не меняя народа.
Вопрос о сомнительных приватизационных сделках эпохи Кучмы, в результате которых друзья украинского режима беззастенчиво отхватили в свое пользование самые лакомые куски национального достояния, ярче всего высвечивает трудность этой дилеммы. Нужно пересмотреть итоги приватизации там, где имело место нарушение закона, но не поставить под вопрос частную собственность, как таковую, - на манер Путина. "Приходится признать, что грань между этими двумя процессами не очень понятна", - отмечает западный дипломат.
На каком основании пересматривать сделки о продаже? По инициативе генеральной прокуратуры? И если да, не вытащит ли она на свет сотни дел, хранящихся в архивах? "Стоит только потянуть за ниточку, клубок размотается, и упадут все!" - отмечает журналист Вахтанг Кипиани.
Сегодня, через пятнадцать лет после крушения коммунизма, украинцы понимают, что десоветизация у них не может проходить так же, как в странах Центральной Европы, где - с большим или меньшим успехом - удалось отстранить от власти прежние коммунистические элиты с помощью законов о "люстрации". "Люстрация могла применяться к режимам с четкими идеологическими параметрами, такими, как режимы в СССР или нацистской Германии. Но это не так в случае режима Кучмы, характеризовавшегося неформальными клиентскими связями", - говорит директор Института массовой информации Сергей Таран.
Несмотря на все параллели, Украина не может последовать и примеру Грузии после свержения Шеварднадзе, где развал государственных институтов сделал возможным значительное обновление элит в рекордно короткие сроки. "В стране, где в момент оранжевой революции экономический рост составлял 12%, нельзя выплескивать вместе с водой младенца, - предостерегает западный дипломат. - Не будем забывать, что половина украинского населения, сосредоточенная на востоке страны, голосовала против Ющенко".
Разделяя эту точку зрения, украинский президент сегодня протягивает руку некоторым бывшим "кучмистам", стремясь засыпать ров, разделяющий Украину на две части - Запад и Восток. Но эта стратегия, результаты которой будут видны через год (на парламентских выборах), может вступить в противоречие с обещанием главы государства пролить свет на преступления, совершенные в эпоху Кучмы. Союзники, поддержки которых ищет президент, - это люди, чьи имена замешаны в скандальных делах.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях