Handelsblatt | 15 апреля 2008 г.
Бедная Европа
Катарина Корн
Евросоюзу предстоят непростые времена. Согласно предварительным подсчетам голосов, Сильвио Берлускони становится явным победителем парламентских выборов в Италии. По прогнозам, он будет править страной при поддержке какого-нибудь небольшого партнера.
Если к власти в Риме придет Сильвио Берлускони, то ЕС лишится одного из своих союзников. Николя Саркози уже ясно дал понять, что он по своей сути - скептически настроенный европеец. Что касается Гордона Брауна, тут вообще возникает вопрос, как долго он сможет оставаться во главе британского правительства.
Ангела Меркель становится все более одинокой. Покуда у власти в Риме находился Романо Проди, Брюссель и вместе с ним Берлин могли рассчитывать в Италии на убежденного европейца. Бывший глава Еврокомиссии вместе со своим министром финансов и бывшим членом совета Европейского центрального банка Томмазо Падоа-Скиоппа составляли костяк одного из самых дружественных в отношении Европы правительств. Теперь все изменится.
Берлускони нельзя назвать неизвестным политиком - он возглавлял итальянское правительство дважды. То есть можно предугадать, какую политику он будет проводить в отношении заграницы. Кроме того, в прошлом Берлускони уже неоднократно демонстрировал свое отношение к Евросоюзу. Во время своего премьерства в период с 2001 по 2006 годы он взял курс, который навредил Европе.
В Брюсселе с ужасом вспоминают председательство Италии в ЕС в 2003 году, когда плохо подготовленный Берлускони пустил под откос саммит, главным вопросом которого была Европейская конституция. И это еще не все: его правительство не стеснялось открыто атаковать европейскую единую валюту.
И с точки зрения внешней политики Берлускони избрал свой собственный курс. Он ориентировался прежде всего на Соединенные Штаты и президента Джорджа Буша. В то время как Берлин и Париж держали дистанцию, Берлускони втянулся вместе с Бушем в войну в Ираке, что повлекло за собой дальнейшее усиление и без того существовавшей внутри ЕС напряженности. Он полностью вывел себя за всякие рамки, неоднократно требуя расширить ЕС вплоть до России и Израиля.
Какой-либо четкой линии у Берлускони не прослеживается: он то сбивает с толку своих партнеров, защищая войну в Чечне, которую вел Владимир Путин, то демонстрирует чрезмерную мягкость к Турции в качестве кандидата на вступление. На отношения с Германией отпечаток наложили амбиции ФРГ на получение постоянного места в Совбезе ООН, которым Италия противопоставила собственные требования. При этом Берлускони был главным виновником такого курса, ведь в конце он стал одновременно и министром иностранных дел, и главой правительства.
Во время нынешней избирательной кампании внешняя политика не была главным пунктом обоих основных кандидатов в премьеры, Берлускони и Вальтера Вельтрони. Однако не существует даже намеков, что Берлускони в будущем сменит свой курс. В отношении внешнеэкономических связей Берлускони склоняется скорее к протекционизму, о чем свидетельствует одно только требование ввести покровительственные пошлины для Китая, с которым он выступал во время своего последнего премьерства. Подобные заявления во время этой избирательной кампании звучали из уст бывшего и, скорее всего, будущего министра финансов Джулио Тремонти.
Ангеле Меркель в перспективе будет все труднее искать сильного партнера в расколотой Европе. Едва ей с трудом удалось вовлечь Саркози в средиземноморскую политику, как тут же наметилось следующее поле для деятельности - на этот раз в Италии.
Но, похоже, Берлусокони сам себя ведет к международной изоляции. Дни его друга Буша на посту президента сочтены. Отношения с испанским левым премьером Хосе Луисом Сапатеро уже давно не такие душевные, как с его предшественником Хосе Марией Аснаром. Берлускони даже был свидетелем на свадьбе дочери Аснара. С Гордоном Брауном Берлускони вообще ничего не связывает, даже вступление в иракскую войну, ставившее его в один ряд с Тони Блэром. Между Саркози и Берлускони до сих пор не отмечалось какого-либо существенного сближения.
В то время как страны Запада выбирают новых политиков или переизбирают свои правительства, Италия прибегает в лице Берлускони к известному, но при этом не совсем успешному ресурсу. Мир движется вперед - Италия делает шаг назад. Для Европы это выглядит мрачно.
Также по теме:
Ловкий Кавалер в третий раз соблазнил Италию (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях