Inopressa | 15 апреля 2014 г.
Уроки и вопросы теракта на Бостонском марафоне
Обзор прессы
В годовщину терактов на Бостонском марафоне СМИ анализируют последствия трагедии, подводят промежуточные итоги расследования и пытаются ответить на главный вопрос: как предотвратить атаки живущих на Западе мусульман в будущем?
В годовщину взрывов на Бостонском марафоне жители города воздают должное своей поразительной сплоченности, которая проявилась не только в день трагедии, но и на протяжении всего года, отмечает The Christian Science Monitor.
Тысячи новых людей вызвались работать волонтерами на марафоне в этом году. Десятки тысяч новых атлетов примут участие в забеге. Сбор средств в фонд помощи жертвам теракта продолжался весь год, на данный момент собрано больше 61 млн долларов, говорится в статье.
"Для несгибаемых обществ характерен высокий уровень социального и общественного доверия, - заявила в прошлом году Хелен Кларк, администратор Программы развития ООН. - Для появления этих особенностей в любом обществе, не говоря уже о раздираемых конфликтами и насилием, требуется тяжелая работа".
Последние исследования говорят о том, что качество общественных связей помогает спасти жизни. Изучение аномальной жары, случившейся в Чикаго в 1995 году, показало, что в кварталах, жители которых были более коммуникабельными и занимались общественной деятельностью, количество выживших было больше.
"Самоотверженные, отважные действия жителей после трагедии вроде взрывов в Бостоне - скрытые амортизаторы общества. Они крайне важны в тех случаях, когда правительственный ответ невозможен. Самые сильные стороны сообщества часто лучше всего проявляются после трагедии", - отмечает издание.
Спустя год после взрывов на Бостонском марафоне эксперты по-прежнему спорят, можно ли было предотвратить атаку доморощенных террористов. Спор во многом сводится к тому, какое из правоохранительных ведомств должно было отследить радикализацию братьев Царнаевых. Меньше внимания уделяется вопросу о том, могли ли другие мусульмане отговорить их от экстремистской исламской идеологии, отмечается в другой статье The Christian Science Monitor.
Издание напоминает, что Тамерлан Царнаев был в 2012 году изгнан из мечети: он прервал пятничную молитву в знак протеста против празднования мусульманами Дня благодарения и Дня независимости США. "Что если вместо этого его бы пригласили обсудить его претензии к США, убедили ознакомиться с другими взглядами на ислам и предложили помочь справиться с гневом?" - задает риторический вопрос CSM.
В марте этого года американский Мусульманский совет по связям с общественностью (MPAC) запустил программу Safe Spaces Initiative (Инициатива "Безопасное пространство"). Ее цель - подготовка руководства мечетей для помощи прихожанам, в чьих высказываниях или поведении чувствуется крен в сторону экстремизма. "Например, в случае Тамерлана Царнаева красным флажком мог стать запрос на смену имени на "Муаз" в честь раннего исламского богослова", - пишет издание.
The Christian Science Monitor называет инициативу MPAC "лучшим подходом к предотвращению атак со стороны живущих на Западе мусульман".
"Прошлогодние взрывы на Бостонском марафоне придали терроризму новое лицо - лицо молодых, выросших в США отщепенцев, находящихся в поисках причины убивать и умереть за тысячи миль от горячих точек исламского радикализма", - пишет The Washington Times.
Чувствуя себя обделенными и одинокими, молодые люди часто ищут общения в интернете, проникаются мировоззрением боевиков и постепенно саморадикализируются. "Аль-Каида", в свою очередь, снабжает их онлайн-журналами вроде Inspire и джихадистскими роликами на Youtube.
При этом специалисты отмечают, что рост насилия в мусульманских странах (Сирии, Йемене, Афганистане, Ираке и Сомали) способствует саморадикализации молодых людей в странах Запада.
Изучив содержимое ноутбука Тамерлана Царнаева, правоохранители обнаружили аккаунт на Youtube с различными видео об исламе и плей-листами, посвященными джихадизму. Одно из видео называлось "Появление Пророчества: черные флаги Хорасана" и предсказывало появление священной армии, которая появится на территории современного Афганистана и прокатится по Ближнему Востоку до Иерусалима.
"Если взять братьев Царнаевых, то они не были в Чечне с детства - это [их радикализация] не было вызвано тем, что Россия сделала с Чечней, или страданиями чеченского народа, - отмечает профессор Джорджтаунского университета Кристофер Смит. - У этих людей уже была какая-то проблема, потом они обратились к интернету и усвоили данное понимание мира. Интернет подсказывает уже подверженным [джихаду] людям путь и рецепт".
Гособвинители утверждают, что у них имеется достаточно доказательств против Джохара Царнаева - одного из подозреваемых в совершении бостонского теракта. Однако многое в этом деле остается неясным, говорится в статье, опубликованной в The Washington Times.
"Какие роли Джохар и его старший брат Тамерлан играли при планировании и подготовке теракта? Устроили бы они второй теракт в Нью-Йорке? Действительно ли федеральные власти недооценили предупреждение России о радикализации Тамерлана Царнаева?" - перечисляет вопросы издание.
"Из-за гибели Тамерлана Царнаева в перестрелке с полицией через несколько дней после теракта на некоторые из этих вопросов так никогда и не будет получен полный ответ", - констатирует издание.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях