InoPressa: тема дня | 15 апреля 2015 г.
Россия и Иран: основа причудливой дружбы - конфликты с Западом
Обзор прессы
Объявление Путина о поставках С-300 Ирану - "вероломный удар в нашу спину", говорят американские сенаторы, требуя срочно поставить под контроль Конгресса соглашения Обамы по атомной программе Тегерана. Россия и Иран сочли, что "враг моего врага - мой друг", хотя они прямые конкуренты на мировом рынке газа, абсолютно по-разному относятся к Израилю и подспудно соперничают в Центральной Азии, пишут СМИ.
В январе Россия подписала масштабное соглашение о военном сотрудничестве с Ираном, которое включало в себя возобновление продажи ракет, усиление взаимодействия в военной сфере и условия для проведения совместных учений, а теперь президент Путин снял запрет с продажи ему ракет и систем ПВО С-300, пишет The Jerusalem Post.
Политика "перезагрузки" отношений с Россией администрации Обамы провалилась самым жалким образом, делает вывод израильское издание и выражает опасение, что "рамочное соглашение, которого достигли Иран и государства группы 5+1, повысило легитимность ведения бизнеса с Исламской республикой и даже продажи ей оружия", а пренебрежение России к "красным линиям" США подтолкнет и другие страны следовать этому примеру.
Авторы редакционной статьи напоминают, что в их стране проживает около миллиона русскоговорящих, имеются тесные деловые и культурные связи с Россией, "Израиль даже испортил отношения с менее крупными странами, пытаясь улучшить отношения с Москвой", например прекратил продажу оружия Грузии. "Но ни один из этих жестов и общих интересов не смог удержать Путина от улучшения отношений с Тегераном".
Что касается связей Израиля и США, то "они затрагивают глубокие, базовые ценности", отмечает издание, упоминая идущие сейчас в Конгрессе США дебаты, которые могут привести к запрету соглашения с Ираном. "Заявление России о ракетах С-300 должно убедить все еще не определившихся конгрессменов в том, что администрация Обамы остро нуждается в контроле со стороны Конгресса", - считает The Jerusalem Post.
Путин, фактически взяв назад обещание России не поставлять Ирану мощную систему ПВО, невольно подбросил убедительные аргументы в пользу законопроекта Коркера, который уполномочит Конгресс контролировать соглашение президента Обамы с Ираном, пишет Bloomberg View.
Сенатор Роберт Менендес, соавтор законопроекта Коркера, сказал во вторник, что объявление о поставках С-300 "ставит безотлагательный вопрос о механизмах верификации и выполнения [соглашения с Ираном], так как, если окрепнет способность Ирана защититься от применения военной силы, возможного в будущем, наши усилия будут подорваны".
В 2010 году команда Обамы тесно сотрудничала с Россией, чтобы провести в Совбезе ООН резолюцию об оружейном эмбарго в отношении Ирана и ужесточить санкции в отношении Тегерана. Однако резолюция СБ ООН номер 1929 содержала лазейку, которая технически разрешала России поставлять Ирану системы С-300. По словам авторов, администрация Обамы смирилась с этой лазейкой взамен на обещание президента Дмитрия Медведева не отгружать С-300 Тегерану.
"В то время я воспринял это как крупный прорыв, - сказал Майкл Макфол, в то время советник Белого дома. - У нас не было оснований считать это временным решением. Что изменилось? Путин. Теперь он воспринимает США как врага. Он ставит перед нами вопросы по принципу "победитель получает все".
Задним числом то, что США поверили Медведеву на слово и согласились на лазейку в резолюции, кажется наивностью. "Могут ли теперь конгрессмены положиться на то, что тот же президент проявит здравомыслие на финальных переговорах с Ираном?" - вопрошает издание.
"Снятие внутреннего российского запрета на продажу ракетного комплекса С-300 Ирану - это действительно серьезно, - пишет бывший военный и журналист Л.Тодд Вуд в статье для The Washington Times. - Иран обретет высокотехничное и смертоносное оружие, и это полностью изменит расстановку фигур на шахматной доске Ближнего Востока. Израильские или американские бомбардировщики окажутся в очень уязвимом положении, если будут наносить удары по иранским ядерным объектам".
Спрашивается, почему российский президент Владимир Путин принял это решение, и почему сейчас?
Во-первых, это объясняется ситуацией в российской экономике. "Россия не производит множества товаров в достаточном количестве для экспорта, но она делает по-настоящему хорошее оружие, - признает эксперт. - Прибавление таких рынков сбыта оружия, как Иран, - большое достижение для Москвы".
"Во-вторых, Россия на данный момент делает все, чтобы уколоть США, а С-300 - это большая игла", - пишет автор.
"Хорошо известно, что Путин ищет друзей на Востоке, после того как его изолировали на Западе. Китайско-российское военное сотрудничество также возрастает", - говорится в статье.
Поскольку "соглашение", о котором идут переговоры в Швейцарии, в конечном итоге, даст Ирану бомбу, возможно, Россия решила полностью игнорировать свой имидж на Западе и помочь Ирану увеличить его военный потенциал.
"Так что результатом "перезагрузки" отношений с Россией администрации Обамы и ее политики умиротворения Ирана с его ядерной программой может стать ось ядерных держав Москва-Тегеран-Пекин, каждая из которых ненавидит США", - подытоживает Вуд.
Решение России снять эмбарго на поставки Ирану систем ПВО С-300 - новая веха в укреплении связей Москвы и Тегерана, говорится в статье, подготовленной корреспондентом EFE и опубликованной в La Vanguardia. "Эти связи подпитываются скорее общими конфликтами с Западом, чем экономическими и политическими интересами", - отмечает автор, ведь Россия и Иран - "прямые конкуренты за господство на мировом рынке природного газа, абсолютно по-разному относятся к государству Израиль и подспудно соперничают за влияние в бывших советских республиках Центральной Азии".
В то же время Россия и Иран сознают, что "враг моего врага - мой друг" и стремятся извлечь максимальную выгоду из необходимости взаимной поддержки.
Россия предложила Ирану содействие по расширению Бушерской АЭС и мультимиллионную программу "Нефть в обмен на продовольствие". Взамен Москва надеется на поддержку Тегерана в момент своей международной изоляции и сохранение огромного рынка для российской оружейной промышленности.
Между тем иранский аналитик Алиреза Нури, живущий в России, указывает: если Россия и Иран хотят претворить свой альянс в нечто более серьезное, им придется много потрудиться. "Как ни парадоксально, одна из препон к большему сближению - страх испортить отношения с Западом. Обе страны видят, что наступил щекотливый момент, и стараются избежать шагов, которые усугубили бы напряженность", - говорит Нури.
Также по теме:
Русские ракеты Ирану: "В большей степени политическое, нежели военное послание (Libération)
Достижения Путина на Ближнем Востоке перекрывают потери от соглашения с Ираном, оцениваемые в 27 млрд долларов (Bloomberg)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях