Financial Times | 15 августа 2002 г.
Как спасти мир в Йоханнесбурге
Джеффри Сакс
Циники смеются над Всемирным саммитом по устойчивому развитию, который начнется в Йоханесбурге в конце месяца. Они называют его очередным дорогостоящим бессмысленным трепом. Однако следует обратить внимание на то, что критикуют саммит американские политики правого крыла, которые вот уже более десяти лет стараются помешать любым инициативам ООН.
Тема саммита очень серьезна. Как бы агрессивно США не выражали свою враждебность, мир не может не думать о будущем окружающей среды. Правые пытаются бросить тень сомнения на то, что изменения климата, исчезновение видов, разрушение экосистем реально угрожают планете. Они говорят, что все это старые, несбывшиеся прогнозы. Они напоминают, что в конце восемнадцатого века Мальтус предсказывал голод, болезни и экологическую катастрофу, и спрашивают, сбылись ли эти прогнозы. Они спрашивают: не спасли ли нас технологии? Ответ не так прост.
Технологии действительно позволили предотвратить катастрофу, но они помогли тем, кто имеет возможность пользоваться современными технологиями, основанными на научных достижениях передовых стран мира. Для как минимум миллиарда жителей бедных государств мальтузианские катастрофы - частое явление. Каждый год миллионы людей гибнут из-за нищеты. Такие климатические потрясения, как засухи в южной Африке, затяжные дожди в южной Азии, новый цикл урагана Эль Нико, угрожают жизни сотен миллионов.
Кроме того технологии не упали нам на головы как манна небесная. Они - результат огромных инвестиций как государственного, так и частного сектора. Американское правительство, Национальный институт здравоохранения, Центр по контролю заболеваний, Министерство здравоохранения США и различные университеты внесли неоценимый вклад в повышение производительности труда американской пищевой промышленности, позволили совершить ряд прорывов в медицине. Но эти научные достижения не добрались до бедных жителей тропической центральной Африки и южной Азии, регионов с совершенно другими сельскохозяйственными условиями, другими болезнями. Пока никакие научные открытия не позволили решить проблему использования энергии и климатических изменений.
Сторонники свободного рынка справедливо не соглашаются с тем, что в ближайшее время на планете не останется источников энергии. Каждый год мир потребляет около 6 млрд. тонн полезных ископаемых. На планете еще осталось около 10 000 миллиардов тонн угля, не говоря уже о других минералах.
Проблема заключается в том, что зависимость от угля усугубляет опасность климатических изменений. Технологические прорывы могут спасти нас и здесь. В частности профессор геофизики Колумбийского Университета Клаус Лакнер предложил улавливать углекислый газ, образующийся при сжигании угля, магниевыми рудами. Однако правительственным и частным организациям предстоит еще много работать, чтобы сделать эти планы реальностью, а нынешние объемы инвестиций очень малы.
Постепенное снижение скорости прироста населения тоже позволяет надеяться на то, что нам удастся предотвратить экологическую катастрофу. Тысячи поколений родились прежде, чем наш вид достиг численности в один миллиард, что произошло примерно в 1830 г. За последующие 170 лет количество людей на земле увеличилось еще на 5 млрд. К середине века численность населения земли увеличится еще на 2 млрд. даже в том случае, если каждая женщина будет рожать лишь двоих детей. Но возможно, численность населения будет расти быстрее - сотни миллионов женщин развивающегося мира рожают больше детей, чем необходимо для того, чтобы поддерживать постоянное количество жителей Земли.
Обо всем этом мир должен думать вне зависимости от того, сядут ли США за стол переговоров - точно так же, как, невзирая на высокомерие Вашингтона, мир решил принять Киотский протокол об ограничении объемов выхлопов углекислого газа. Рано или поздно американцы будут вынуждены признать реалии современного мира.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях