Frankfurter Allgemeine | 15 августа 2006 г.
Летняя эскалация в Грузии
Рейнгард Везер
Америка требует международную полицию для Абхазии
Это требование не ново, но оно снова было выдвинуто США в связи с последними событиями. В заявлении, распространенном американской миссией при ОБСЕ в Вене, говорится о том, что сообщения о прибытии в Абхазию добровольцев с Северного Кавказа и российских военных, а также о "продолжающемся беззаконии во всем регионе конфликта" говорят о необходимости немедленного размещения международных полицейских сил на территории отделившейся от Грузии Абхазии. Американские дипломаты ссылаются также на информацию грузинского телеканала "Рустави-2", появившиеся на прошлой неделе. Согласно этим сообщениям, в Абхазию из Краснодара прибыли сотрудники российского спецподразделения, которые заблокировали улицы в пограничных с подконтрольными грузинским властям районах и заставили местное население рыть траншеи. Абхазская сторона немедленно дала опровержение.
Как и в предыдущие два года, нынешним летом в Абхазии и Южной Осетии - двух мятежных провинциях - дошло до эскалации конфликта, что может с новой силой спровоцировать борьбу, подобную гражданским войнам, которые в начале 1990-х годов привели к фактически полному отторжению от Грузии этих двух регионов. Конфликт достиг апогея в конце июля, когда Грузия во время операции, объявленной "полицейской", проведенной в Кодорском ущелье, вблизи линии перемирия, выступила против местного полевого командира, стоящего, по сообщениям СМИ, во главе 300 боевиков. Ущелье находится частично под юрисдикцией Абхазии, частично под юрисдикцией Грузии.
Абхазские власти и российское правительство усмотрели в проведении акции военную операцию, а вместе с этим и нарушение соглашения о перемирии, подписанного в 1994 году. Грузия, со своей стороны, упрекнула Россию в том, что Москва подстрекала полевого командира, который - при попустительстве Шеварднадзе - сосредоточил в своих руках власть в регионе, выступить против режима в Тбилиси. Подконтрольный ему район стал за последние годы зоной беззакония, которая подчинялась центральному правительству только номинально. Летом 2003 года там были похищены наблюдатели ООН, в том числе два военнослужащих бундесвера.
После того как министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили в конце июля заявил, что деревни в грузинской части Кодорского ущелья "освобождены", казалось, что ситуация несколько разрядилась. Однако почти ежедневно грузины, с одной стороны, и русские и абхазы - с другой выступали с обоюдными упреками. Их суть остается неизменной: противоположная сторона конфликта готовит военную кампанию или пытается спровоцировать новые столкновения.
Похожая ситуация существует и в Южной Осетии, даже если там в этом году дело пока не дошло до столкновений. После двух разорвавшихся в середине июля в южноосетинской столице бомб, которые предназначались двум высокопоставленным офицерам МВД Южной Осетии, стороны конфликта также упрекают друг друга в подготовке военной кампании. В качестве доказательств фигурируют передвижения войск, блокада пограничных пунктов и перемещения полицейских постов на несколько сотен метров. Эти обвинения очень сложно перепроверить. В Южной Осетии заявление Окруашвили, которого относят к "ястребам", о том, что он планирует "отметить Новый год в Цхинвали", было воспринято как угроза.
Росту напряженности и нервозности в регионе способствует и то, как события трактуются сторонами конфликта. Сепаратисты в Абхазии и Южной Осетии чувствуют себя в опасности, поскольку с 2003 года грузинская армия при помощи США провела модернизацию и пополнила вооружение. Они видят в этом подготовку к попытке снова вернуть с помощью военных средств мятежные регионы под контроль правительства Тбилиси. Грузия, со своей стороны, считает, что у нее остается на это все меньше времени - и не только потому, что президент Саакашвили после "бархатной революции" в конце 2003 года пообещал восстановить территориальную целостность Грузии. В большей степени это связано с прогрессирующей интеграцией Абхазии и Южной Осетии с Россией, которая была названа в одном из исследований, проведенных Фондом науки и политики в Берлине, "постепенной аннексией". У большинства жителей двух самопровозглашенных республик имеются российские паспорта. Российский миротворческий контингент, размещенный в регионе после событий начала 1990-х, Тбилиси рассматривает как защиту сепаратистов и поэтому для урегулирования конфликта требует "интернационализации", которую поддерживает и Америка.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях