Süddeutsche Zeitung | 15 августа 2012 г.
Мегаполис Москва - лаборатория новой России
Михаэль Шиндхельм
"Москва имеет славу мрачного города. В международных рейтингах городов столица России по качеству жизни и безопасности занимает место где-то между Африкой и Ближним Востоком. Однако только в Токио жизнь еще дороже", - пишет Михаэль Шиндхельм, драматург и консультант проекта "Стрелка", в комментарии для Süddeutsche Zeitung.
Однако, по его словам, одновременно в Москве процветает "бескомпромиссно радикальная" городская культура. "Гости города этим летом становятся свидетелями выступлений на улицах города. Основываются новые партии, в том числе коммунистические. Лидеры оппозиции критикуют правительство, указывая на попытки государства в новых законопроектах ограничить свободу", - говорится в статье.
По словам автора, люди действуют с новым бесстрашием. Организаторы митингов даже заранее планируют свои задержания. "Люди действуют прагматично и без иллюзий: на отставку Путина не рассчитывает никто".
"Москва - не Россия, и участники протестов, в основном молодежь, представляют не все население России. Вероятно, правительство может опираться на большинство. Но то, что происходит в стране, нельзя объяснить мимолетным бунтом недовольного и малочисленного среднего класса. Никогда так много не говорилось об участии в управлении государством и о самоуправлении. Споры, которые вызвал новый закон об НКО, прежде всего показывают, насколько важными стали подобные организации", - пишет автор комментария.
"По состоянию российской столицы можно увидеть, какие изменения принес стране не только крах коммунистической системы, но и глобализация. Здесь пролегает фронт между реформами и реакцией. И фронт зачастую невидим, поскольку Москва - гигантский город, целый лабиринт", - пишет автор. Он напоминает о том, что никто не может оценить размеры города из-за большого количества людей, живущих без регистрации. Число приезжих, по его словам, оценивается примерно в треть населения, большинство из них предположительно мусульмане.
Говоря об административном расширении Москвы почти вдвое, Шиндхельм отмечает: "В то время как население России уменьшается, население столицы растет. В Москве якобы предпочли бы жить до 60 млн россиян. Это более 40% населения".
В силу подобной динамики и в силу того, что российское государство часто не справляется с социальной действительностью, многие люди решают помогать себе сами. Автор приводит в пример коммунистическую практику субботников, вернувшуюся в московские микрорайоны.
Также Шиндхельм отмечает, что социальные сети глубоко изменили коммуникативное поведение россиян. По его данным, россияне проводят в соцсетях вдвое больше времени, чем в среднем жители других стран. Он также отмечает, что интернет, в отличие от Китая, в России не подвергается цензуре.
По словам автора, импульс исходит от поколения 30-40-летних. Многие из них видели зарубежные страны, знают альтернативные социальные системы на собственном опыте и имеют четкое мнение, чего не хватает России.
"Интернационализация, телекоммуникация, индивидуальная ответственность и резкий экономический рост сделали из мрачной Москвы городскую лабораторию, где альтернативные формы жизни и самовыражения конкурируют со знакомыми авторитарными явлениями. Единственный мегаполис Европы находится в центре эксперимента, проводимого не по воле государства и определяющего будущее России", - пишет автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях