The Atlantic | 15 августа 2013 г.
Где же китайский Горбачев?
Мэтт Скьявенца
"Синдром китайского Горбачева" - надежды, что в Китае начнутся политические реформы сверху, - пробуждается на Западе всякий раз, когда в Пекине меняется руководство, пишет обозреватель Atlantic Мэтт Скьявенца. Теперь Запад надеется на председателя КНР Си Цзиньпина. Автор статьи полагает: "Мало что свидетельствует, что Си вообще интересуется политическими реформами".
Откуда же взялась эта фантазия о "китайском Горбачеве"? Скьявенца разъясняет: "Одна из причин - тот факт, что Китай интерпретирует крах СССР совсем не так, как это делает Запад и в особенности США".
В Европе и США Горбачев считается героем, чьи реформы покончили с "империей зла" и повлекли за собой недолгий период демократии. "Но в Китае Горбачев ассоциируется с катастрофой, из которой следует извлечь поучительный урок", - пишет автор. Профессор Университета Джорджа Вашингтона Дэвид Шэмбо поясняет: "КПК много лет изучала причины советского коллапса и пришла к выводу, что именно Горбачев его ускорил".
Си Цзиньпин в одном из недавних выступлений заметил: "Отметать историю СССР и КПСС, Ленина и Сталина" - пагубный "исторический нигилизм". Он также указал на необходимость "твердой руководящей руки партии над вооруженными силами": дескать, когда в СССР армия была "деполитизирована", партия стала безоружной.
Автор добавляет, что за последние 30 лет Китай уже провел гораздо более радикальные реформы, чем предполагали горбачевские идеи, но скорее в экономике, чем в политике. "В 1978 году китаец не мог выбирать себе ни профессию, ни (во многих случаях) мужа или жену, ни место жительства. Он не мог владеть недвижимостью или выезжать из страны без разрешения государства. Теперь все это разрешено".
Впрочем, Скьявенца полностью не исключает появление "китайского Горбачева": "Крупные политические преобразования возможны в самый неожиданный момент".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях