Die Presse | 15 декабря 2003 г.
Начало или конец сопротивления?
Карим эль-Гаухари
Вашингтон надеется, что теракты против оккупационных войск в Ираке постепенно будут сходить на нет, раз бывший диктатор Саддам Хусейн находится в американском плену. Однако политические наблюдатели не исключают и диаметрально противоположного развития событий.
Без сомнения, поимка Саддама - это важная символическая победа американцев в Ираке. Спустя восемь месяцев после свержения его монумента теперь и сам диктатор находится в руках США. До сих пор над всем Ираком витал призрак Саддама Хусейна. О нем думали как американцы, так и иракское население. Теперь это в прошлом.
Однако что конкретно означает поимка Саддама для политического будущего страны? До сих пор Вашингтон, как заклинание, повторял: за иракским сопротивлением, которое не дает покоя американским оккупационным силам, стоят остатки старого режима; за кулисами действует бывшее государственное руководство, возглавляемое не кем иным, как Саддамом Хусейном.
"Арест Саддама - это возможность для представителей старого иракского режима сложить оружие и участвовать в восстановлении Ирака", - заявил Пол Бремер, глава временной администрации Ирака, на пресс-конференции в Багдаде в воскресенье в полдень, подтверждая арест Саддама.
Однако сейчас американская версия о сопротивляющихся остатках старого режима, которые якобы составляют хребет нынешнего сопротивления, впервые подвергнется проверке. Если волна нападений ослабеет, официальная американская точка зрения подтвердится. Однако не исключено диаметрально противоположное развитие событий.
Спустя несколько часов после распространения известия об аресте Саддама большинство арабских комментаторов рисуют совершенно иной сценарий, заявляя, что нападения на американцев могут усилиться, поскольку сопротивление именно сейчас должно будет доказать, что оно действует не из лояльности к бывшему диктатору, а в соответствии с националистическими или религиозными убеждениями, которые никак не связаны с персоной Саддама.
Некоторые даже позволяют себе утверждать, что арест Саддама сыграл на руку сопротивлению. "Большинство иракцев не хотели иметь дело с сопротивлением, поскольку никак не хотели быть связанными со старым режимом. Сейчас это может измениться", - заявил иракский политолог Зафер Ал-Аани в интервью телеканалу "Аль-Арабия".
Но, быть может, арабские националисты и исламисты лишь хватаются за последнюю соломинку? Как было весной этого года, когда они в течение короткого времени тешили себя надеждой, что американскую армию, в самом деле, удастся остановить в Умм-Касре. Это тоже не исключено.
Однако и в самом Пентагоне на протяжении последних недель высказываются сомнения по поводу того, что арест Саддама и всех остальных 54 разыскиваемых фигур из "карточной колоды" на самом деле сможет привести к прекращению терактов.
Командующий вооруженными силами США в Ираке Рикардо Санчес в воскресенье сам заявил, что не ожидает окончания терактов. "Мы приблизились к нашей цели - создать безопасный Ирак", - сказал он с осторожностью.
Тем временем в американском министерстве обороны говорят, что одно лишь устранение Саддама Хусейна и его ближайшего круга не приведет к желаемому результату.
Фактически в последнее время наступление американцев больше концентрировалось на среднем звене руководителей партии "Баас". Госсекретарь Колин Пауэлл недавно даже открыто заявил, что он не думает, что теракты координирует Саддам Хусейн.
Большинство иракцев и так в это никогда не верили. "Саддам Хусейн слишком занят собственным бегством, чтобы дергать за ниточки, которые с легкостью могут привести к нему самому", - совершенно логично аргументировали многие иракские наблюдатели. Тот факт, что бывший диктатор в ходе ареста не оказал сопротивления, еще раз подтвердил иракцам, что, находясь в бегах, он не имел тесных контактов с сопротивлением, действующим против оккупантов.
За нападениями на американцев, считают многочисленные эксперты по Ираку, стоит пестрое движение сопротивления, состоящее из людей, преданных Саддаму, исламистов, арабских националистов и племен, которые видят в оккупации угрозу своим древним традициям. Нередко на передний план выступает понятие кровной мести и личного сведения счетов с оккупационными войсками. С арестом Саддама из этого разнородного движения сопротивления были исключены только сторонники Саддама.
Неконтролируемый роспуск регулярной иракской армии в американском командовании признают самой крупной собственной ошибкой, которая была допущена в Ираке. Однако и здесь совсем не ясно, с какой из групп сопротивления сотрудничают хорошо обученные военному делу безработные офицеры.
У бывших высокопоставленных иракских военных сегодня есть выбор, с кем бок о бок бороться против американцев: в качестве защитников родины в рядах националистов; в качестве священных мусульманских воинов в рядах исламистов или в качестве традиционалистов отстаивать интересы собственного племени.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях