Статьи по дате

Le Temps | 15 декабря 2003 г.

Саддам Хусейн или несбывшаяся мечта об арабском реванше

Бодуэн Лоос

Иракский "раис" оставил в истории Ближнего Востока страницы, написанные кровью. Большинство иракцев сохранят о временах его правления самые страшные воспоминания.

Итак, Саддам Хусейн - чудовище? Не только: это еще человек, для которого цель оправдывает средства. В чем же состоит эта цель? Остаться в истории по примеру его любимых героев - Навуходоносора и Саладина, захватывавших Иерусалим. Но он, Саддам, в лучшем случае окончит свои дни в какой-нибудь иракской тюремной камере - если не будет расстрелян своими соотечественниками.

Говорят, личность человека формируется с раннего детства. Как бы то ни было, маленький Саддам рано познал горечь жизни. Жизни, начавшейся 28 апреля 1937 года в деревне Эль-Ауджа близ города Тикрит, расположенного к северу от Багдада. В самом сердце суннитского Ирака.

Саддам родился в семье небогатого крестьянина. Его отец бросил мать сразу же после его рождения, и она вышла замуж за другого крестьянина. Это была редкостная скотина. "На рассвете, - рассказывал позже Саддам, - мой отчим поднимал меня с постели с криком: "Вставай, б... сын, иди займись овцами!" В школу он мог пойти лишь в 10-летнем возрасте.

Но внезапно в его судьбе произошел крутой поворот: его дядя, школьный учитель Хайралла Тульфах берет его под свое крыло. Повышение социального статуса совпало с получением первых политических уроков: дядя был ярым националистом, который ненавидел правящую хашимитскую монархию, ориентировавшуюся на Великобританию.

Как с собаками, так и с друзьями. По свидетельствам очевидцев, Саддам был жестоким подростком. Хасан аль-Алави, который был близок к нему, но в 1980 году эмигрировал из Ирака, рассказывает: "В школе он никогда не расставался с железным прутом, который прятал под джеллабой. Им он убивал собак. Иногда он раскалял прут в огне докрасна и втыкал его в глаза пойманного животного".

Саддам таким и остался - одиноким и жестоким. Как он убивал собак, так же он убивает своих друзей, отдельных родственников и соперников.

Первым, кого он убил, был его шурин. И это убийство уже было политическим. Шурин был коммунистическим активистом, в то время как юный Саддам рано поддался завлекательным призывам партии "Баас" - авангарда арабского национализма. Из баасистских идеологов ему больше всех нравился сириец Мишель Афляк.

"Побежденная идея, - говорил Афляк, - не существует сама по себе: она воплощена в чьей-то конкретной личности, которая, следовательно, должна быть уничтожена, чтобы исчезла и идея". Похоже, этим советом Саддам Хусейн руководствовался на протяжении всей своей карьеры.

Его легенда начинается в 1959 году. Вместе с группой друзей-баасистов Саддам участвует в покушении на жизнь генерала Касема, который за год до этого устроил в стране кровавый переворот, свергнувший монархию. Однако Касем остается в живых, и Саддаму, получившему ранение в ногу, приходится бежать из страны. Ему грозит смертная казнь. Его официальная биография воспевает его мужество: он собственноручно извлек пулю из ноги с помощью бритвенного лезвия.

Саддам бежал в Дамаск, а оттуда - в Каир, где пробыл четыре года. Демоны национализма заставляют его вернуться в Ирак в 1963-м, после убийства генерала Касема. В Ираке вновь усиливается партия "Баас". Но Ареф, новый "сильный человек" в Ираке, побаивается его и отстраняет его от власти. В октябре 1964 года он даже сажает Саддама в тюрьму, в которой тот пробыл два года, пока не совершил побег.

Хозяин Ирака. Наконец-то! Баасистский переворот 30 июля 1968 года оказывается успешным. Саддаму 31 год. Он становится человеком номер два - после Ахмеда Хасана аль-Бакра. Методы нового режима? Это террор. Это наглядно осуществляет дело о "сионистском заговоре": четырнадцать "шпионов", девять из которых - евреи, подвергаются публичной казни через повешение.

Новая власть опирается на секретные службы. Доносы, пытки, казни, исчезновения людей становятся обычной практикой. Армия, подвергшаяся кровавой чистке, становится жертвой баасистского режима. Саддам уже является фактическим хозяином Ирака.

Он хочет придать блеск арабскому миру, поскольку арабская честь растоптана поражениями в войнах с Израилем. Только оружие массового поражения может дать арабам мощь. Например, атомная бомба. В 1975 году Франция, премьер-министром которой тогда является Жак Ширак, соглашается принять участие в игре и продает ему "гражданский" ядерный центр Осирак (который Израиль уничтожит в 1981 году). Средства у аль-Бакра и Хусейна есть: 30 июня 1979 года они национализировали Iraq Petroleum Company. Наконец- то "черное золото" принадлежит иракцам. В ближневосточной "большой игре" Советский Союз также опекает иракский режим.

Впрочем, "Баас" тоже является социалистической. Подъем 70-х годов приносит населению зримые блага: всеобщее образование и медицинское обслуживание, электрификация страны, создание сети дорог. В Ираке появляется средний класс, повышается статус женщины. Это золотая эпоха. По крайней мере, для суннитского меньшинства, которому принадлежит власть: с шиитами, составляющими большинство населения, режим не церемонится, а в северных курдских районах репрессии выливаются в массовые убийства.

16 июля 1979 года Саддам отстраняет аль-Бакра и берет все рычаги правления в свои руки. Ему 42 года. Новая эра начинается с отвратительной сцены: перед 300 трясущимися от страха баасистскими бонзами "заговорщик" (Мохи Хусейн аль-Машади. - Прим. ред.) признается в участии в "сирийском заговоре" и называет имена шестидесяти присутствующих, которых уводит охрана. Вскоре "предателей" расстреливают.

Война и вторжение. Потом начнется эта война - против Ирана, где произошла революция аятолл. Запад во главе с США оправдывает агрессию против этого Ирана с его радикальным исламом. Начавшийся в 1980 году конфликт затягивается. Его инициатор прибегает к химическому оружию. Оно же будет применено и против курдов. Впрочем, тогда это не вызовет в мире особых эмоций: Восемь лет войны. Миллион погибших, как утверждают некоторые. В 1988 году Иран просит пощады, но Ирак не выиграл ничего, разве что получил колоссальный долг в 70 миллиардов долларов.

Арабские соседи не хотят больше давать Багдаду кредиты. Особенно маленький Кувейт. Саддам Хусейн практически никогда не выезжал из страны, его геополитическое мышление ограничивается арабским миром. Веря, что Америка поддерживает его, он захватывает эмират, как в старое доброе время поступали бедуины, совершая свои набеги.

Фатальная ошибка. Вашингтон мобилизует дипломатию и создает мощнейшую военную коалицию, которая изгоняет иракскую армию из Кувейта. Республиканской гвардии удается жестоко подавить начавшиеся восстания шиитов и курдов: Буш-отец не хочет расчленения Ирака. Ему нужно бессильное пугало, чтобы стращать нефтяные монархии, которые дадут возможность "джи ай" прочно обосноваться в районе Залива.

Саддам Хусейн демонстрирует поразительную способность приспосабливаться к обстоятельствам. Хотя страна стонет под бременем тяжелейшего экономического эмбарго, ему удается еще больше укрепить свою власть над охваченным страхом иракским обществом.

С самого начала режим делает своей неофициальной столицей Тикрит, а его опорой становится клан Саддама Хусейна - его сыновья, зятья, сводные и двоюродные братья. Кровное родство значит все. Члены клана пользуются всевозможными привилегиями и льготами, но никакой другой социальной базы у режима нет. Лишь в последние годы "раис" завязал тесные отношения с лидерами крупнейших племен, чтобы контролировать ситуацию в провинциях.

Диктатор-параноик. Бурно расцветает культ личности. Образ вождя глядит со статуй, плакатов, экранов телевизоров. Сам же вождь не любит толпы. По слухам, он никогда не спит больше двух ночей в одном и том же месте. Он становится параноиком, боящимся даже своих близких. В то же время ничто человеческое ему по-прежнему не чуждо. Он любит женщин, плавание, виски, розовое вино "Матеус", сигары и хорошую кухню. В стране распространяется устойчивый слух: вождь болен раком.

Последние эпизоды его эпопеи известны. Они известны с того времени, как администрация Буша-младшего решила, наведя порядок в Афганистане, применить свою стратегию антитеррористической борьбы к Ираку. Правда, "раис" разрешил вернуться в Ирак инспекторам ООН по разоружению, изгнанным из страны в 1998 году. Но тщетно: Буш хотел начать "свою" войну, даже без согласия со стороны ООН.

Американо-британское вторжение длилось три недели, и саддамовский Ирак распался как карточный домик. Наступление началось с территории Кувейта 20 марта, а уже 9 апреля "джи ай" низвергли в Багдаде самую большую статую иракского президента. В тот день Саддам в последний раз выступил перед публикой. Дважды американцы хотели его убить ударами с воздуха. Он остался цел, смог бежать и спрятался. Началась охота. Из своих укрытий он несколько раз выступил с посланиями, в которых призывал иракцев "изгнать захватчиков".

Этот призыв - из чувства преданности Саддаму, из приверженности национализму или исламизму - подхватило немалое количество активистов, которым удалось превратить американскую оккупацию в кошмар. После 14 декабря Саддам Хусейн уже не сможет вдохновлять этих людей: он сам находится в руках "захватчиков".

Несомненно, вскоре иракцев пригласят судить их деспота, их чудовище. Огромное большинство жителей страны, безусловно, испытает облегчение. Их приговор будет соответствовать тяжести совершенных преступлений - он будет безжалостным.

Источник: Le Temps


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru