The Washington Post | 15 декабря 2003 г.
Демократия в осаде
Джордж Ф. Вилл
На западном краю Европы, в Ольстере, демократия выдает неприятные сюрпризы. На восточном краю Европы, в России, результаты еще отвратительнее. Те, кому предстоит завершить смену режима в Ираке установлением демократии, наверное, чувствуют, сколь длительного времени потребует выполнение этой задачи, видя трудности в Европе, политически более зрелой, чем Ближний Восток.
Когда начались проблемы в Северной Ирландии? Удобной точкой отсчета является сражение при Бойне. Победу армий короля Вильяма III, протестанта, над армиями короля Якова II, католика, протестанты в Ольстере празднуют до сих пор - в основном ради того, чтобы поиграть на нервах у католиков каждый год 12 июля. Сражение произошло в 1690 году.
35 лет назад в Северной Ирландии вспыхнуло насилие, за три десятилетия унесшее 3 тысячи жизней. Пять лет назад так называемое соглашение Страстной пятницы, заключенное при посредничестве Америки и поддержанное 71% избирателей Ольстера, предположительно принесло мир, включив военизированные группировки в политическую жизнь.
Говоря совсем о другой стране, Los Angeles Times сообщает, что американские и другие дипломаты "встретились с полевыми командирами афганской группировки, осуществляющей атаки на коалиционные войска, пытаясь убедить боевиков свергнуть своего лидера, разоружиться и приступить к формированию демократических партий".
Одномоментный переход к цивилизованным методам решил бы многие мировые проблемы и был бы особенно полезен в Ольстере. Здесь "раздел власти" по соглашению 1998 года, которое было задумано для вытеснения экстремистов на политическую обочину или превращения их в умеренных, привел к вытеснению умеренных.
Партия Иана Пейсли, 77-летнего протестантского фанатика, который называет Папу "антихристом", стала крупнейшей партией в законодательном собрании, работа которого приостановлена уже больше года назад в связи с обвинениями Ирландской республиканской армии в шпионаже. Пейсли отказывается иметь дело с "Шин Фейн", политическим крылом ИРА, военизированной группировкой, которая теперь, возможно, откажется от дальнейшего разоружения, проведенного лишь частично и с большой неохотой. "Шин Фейн" впервые обошла более умеренные партии и стала главным рупором тех, кто выступает против британского правления в Ольстере.
В России пародия на демократию привела к маргинализации, а вернее сказать, к уничтожению умеренных. После выборов в российский парламент один из советников истинного победителя, президента Владимира Путина, использовал известную марксистскую метафору, вычеркивая из истории две прозападные партии, которым не удалось получить места в парламенте. Он заявил, что им следует "успокоиться и понять, что их историческая миссия выполнена".
Одной из причин, почему они, выражаясь словами Троцкого, оказались на свалке истории, является то, что Путин, учившийся демократии в советском КГБ, использует "управляемую демократию", создавая видимость законности для беззаконного авторитаризма. В заявлении, сделанном после выборов, Путин вежливо пообещал исправить "недостатки" этих выборов. Среди этих недостатков - предпринятые им меры по удушению независимых СМИ, контроль над политическими коммуникациями, от уличных рекламных щитов до радиостанций, и арест самого богатого россиянина накануне выборов.
Оптимисты считают его заявление о том, что конституция является "основой стабильности" обещанием не превышать двух сроков президента. Не закладывайтесь на это.
Путинизм выпалывает чахлые всходы демократии во всех 11 российских часовых поясах. Путинизм становится ядовитой закваской для национализма, направленного против соседних стран, и популистской зависти, направленной против личного богатства. Путинизм - это национал-социализм, лишенный демонического элемента его основоположника, который 70 лет назад использовал плебисцит для обретения права удушить немецкую демократию.
Пожалуй, в России осталось слишком мало евреев, чтобы сделать антисемитизм полезным компонентом путинизма. Но и на это закладываться не стоит.
Говоря о другой антисемитской акции, нападении на еврейскую школу, раввин Иосиф Ситрук высказал предположение, что на публике евреи носят бейсболки, а не ермолки и стараются не ходить по улицам в одиночку, чтобы "не стать объектом нападения". Это во Франции, на родине Просвещения, где Ситрук - главный раввин.
Антисемитизм в Европе, пережившей Холокост, напоминает (особенно Франции, где марксизм никак не умрет), что Маркс был не прав. Он утверждал, что современность - индустриализм и освобождение от мифов - сделает недееспособными такие исторические силы, как религия и национальность.
Эти силы будут играть свою роль в развитии Ирака много лет. Долголетие этих сил во всем мире - важная новость 2003 года, хотя ничего нового в ней нет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях