The Christian Science Monitor | 15 декабря 2004 г.
Катализатор перемен в Северной Корее - сотовые телефоны
Дональд Кирк
Использование запрещенных сотовых телефонов связывает жителей страны-изгоя с внешним миром
В стране, где почти все стороны жизни контролируются, у правительства КНДР появился новый враг - сотовый телефон.
Мобильные телефоны, ставшие предметом повседневного обихода в Китае и Южной Корее, теперь проникают в КНДР, давая возможность информации попадать в одну из "стран-изгоев" и помогая жителям выбираться из нее.
Дуглас Шин, американский священник корейского происхождения, ведущий кампанию за права человека в КНДР, считает сотовую "революцию" равнозначной неповиновению властям.
"Первоначально сотовые телефоны работали на узкой полоске земли вдоль китайской границы, - говорит Шин. - Теперь они покрывают большое расстояние".
По его словам, пользователям часто приходится подниматься на холм или гору, чтобы телефон работал, и все же появилась возможность передавать сообщения, которые раньше не выходили за границы государства, где запрещена международная почта, а обычные телефонные звонки являются привилегией избранных.
По мнению многих наблюдателей, то, что любой житель Северной Кореи может вести разговоры с дальними странами, станет проблемой для лидера страны Ким Чен Ира.
По прогнозу Шина, американское правительство может использовать распространение телефонов для трансформации, если не смены режима в КНДР. Он полагает, что в ближайшие два-три года США начнут посылать в Северную Корею телефоны, как сегодня планируют наводнить страну радиоприемниками, способными принимать "Голос Америки" и "Свободную Азию".
Вскоре после апрельской железнодорожной катастрофы в Ренгчоне, в 10 милях к югу от китайской границы, правительство ввело запрет на все сотовые телефоны. Власти КНДР заявили, что запрет направлен на предотвращение диверсий против правящего режима. Ким, поезд которого промчался через Ренгчон незадолго до того, как два поезда столкнулись и взорвались, убив несколько сотен человек, как полагают, мог быть объектом атаки.
"Ким хочет, чтобы мобильные телефоны, если это возможно, исчезли из Северной Кореи, - говорит Нишиока Цутому, специалист по Корее из Христианского университета Токио. - Но людям в КНДР не хватает продовольствия. Чтобы торговать на черном рынке в Китае, мобильный телефон необходим".
По словам тех, кто бывает в регионе, жители КНДР, несмотря на запрет, пользуются сотовыми телефонами больше, чем обычно. Пересекая границу законно, по официальным делам, или незаконно, чтобы раздобыть продукты и другие предметы первой необходимости, они покупают на китайской стороне телефоны, а возвращаясь, прячут их от пограничников.
Сегодня сотовыми телефонами пользуются обычно в городе Синьджу, находящемся у границы с Китаем, и вдоль восточной границы, проходящей по реке Тюмень. Но благодаря достижениям современной технологии сегодня пользователям удается дозвониться даже в Пхеньян.
КНДР легализовала сотовые телефоны, хотя бы для столичной элиты, лишь в прошлом году, после того как ими нелегально пользовались несколько лет. Теперь они снова вне закона, и пользоваться ими официально могут только высокопоставленные чиновники и сотрудники политической полиции.
"Люди звонят в основном по делам, - говорит журналист из Южной Кореи Ким Кванг Тае, - но кое-кто пользуется ими для воссоединения семей". По его словам, те, у кого есть телефоны, разрешают воспользоваться ими бесплатно людям, которые хотят позвонить родственникам, убежавшим в Китай или Южную Корею.
"Я звонил на мобильные телефоны жителям КНДР из Японии, - говорит Цутому. - Каждый раз мы говорили минут по 10. О чем - это секрет".
Хотя в большинстве случаев сотовые телефоны, пожалуй, не угрожают безопасности, иногда пользователи выражают недовольство, за которое могут попасть в тюрьму. "Некоторые рассказывают негативные новости тем, кто находится во внешнем мире, - говорит Ким. - Китайский бизнесмен, живущий в Пхеньяне, сказал, что от реформ ничего не изменится, если не сменится руководство".
Распространение подобных новостей, не говоря уж о координации между группами, составляющими заговор против правительства, может представлять угрозу для режима, которому уже нанесли урон перебежчики высокого уровня и чистки, считают аналитики.
Ким Чен Ир не появлялся на публике уже три месяца, что породило слухи о том, что он не чувствует себя в безопасности и сопротивляется давлению, касающемуся проведения очередного раунда шестисторонних переговоров о ядерной программе КНДР.
Ким Мун Су, консерватор из Национального собрания Южной Кореи, считает телефонную революцию связанной с настоящей.
"Я знаю, что многие перебежчики и беженцы пользуются сотовыми телефонами, - говорит он. - В КНДР они запрещены, но их легко спрятать, ими пользуются многие китайцы, так что обнаружить их непросто".
В КНДР "происходит что-то странное", считает законодатель. "Многие не в восторге от диктатуры и не благоденствуют, лояльность режиму Кима уменьшилась. Руководству трудно контролировать людей путем распределения продуктов, лагерей и казней". В таких условиях, считает он, "сотовые телефоны представляют угрозу для руководства".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях