Le Monde | 15 декабря 2004 г.
После ЮКОСа очередной мишенью налоговой службы стал "Вымпелком"
Натали Нугайред
"Медведь поел, переваривает пищу и скоро снова захочет есть". Не были ли эти слова Евгения Ясина, министра экономики при Борисе Ельцине, пророческими? Бывший реформатор, не устающий разоблачать злоупотребления российской власти в деле ЮКОСа (нефтяной компании, которую сейчас уничтожают путем выставления на торги ее главного филиала), намекал тогда на финансовые аппетиты "силовиков" - бывших кагэбэшников из окружения Владимира Путина: это они прибирают к рукам крупные государственные компании по мере осуществления Кремлем необъявленной политики ренационализации нефтегазового сектора.
Только что "силовики" предприняли наступление на новом фронте - в секторе телекоммуникаций. Второй по значимости российской сотовой компании, "Вымпелкому" (главным акционером которой является "Альфа-Групп", принадлежащая миллиардеру Михаилу Фридману), 8 декабря были предъявлены претензии в связи с неуплатой налогов на сумму в 157 млн долларов за 2001 год.
Российская пресса усмотрела в этом начало "второго дела ЮКОСа". Олигарх Михаил Фридман занимает шестое место в списке богатейших людей страны (журнал Forbes оценивает его состояние в 5,5 млрд долларов). Его группа занимается нефтью, телекоммуникациями, банковским делом и телевидением. Но, в отличие от Михаила Ходорковского, бывшего хозяина ЮКОСа, этот магнат никогда не проявлял ни малейшего желания соперничать с Путиным на политическом поприще: наоборот, еще пять лет назад он постарался урегулировать свои отношения с Кремлем.
"Ошибка" г-на Фридмана, скорее всего, состояла в том, что он решил прибрать к рукам сотовую компанию "Мегафон", поддерживающую особые отношения с силовиками. Если говорить более конкретно, то он предпринял лобовую атаку на человека, очень тесно связанного с семьей Владимира Путина - нынешнего министра информационных технологий и связи Леонида Реймана. В 1998-1999 годах московским представителем основанной им компании "Телекоминвест" являлась Людмила Путина - супруга российского президента. В то время Владимир Путин занимал пост руководителя российских спецслужб.
Призрак повторения дела ЮКОСа побудил одного из "либералов" в правительстве - заместителя министра экономики Андрея Шаронова - выразить (что нечасто бывает) публичное несогласие с действиями налогового ведомства, предпринятыми по наущению силовиков. Он возмутился царящей в стране "атмосферой презумпции виновности", при которой "все ждут, когда их, или их партнеров, или конкурентов назовут в этом списке". Заместитель министра высказал мнение, что продолжение подобных атак на частные компании ставят под угрозу темпы экономического роста.
Репрессалии. Недавно имя Леонида Реймана прозвучало в судах на британских Виржинских островах и Швейцарии в связи с судебным спором о контроле над "Мегафоном" - третьей российской сотовой компании.
С тех пор как в ноябре 1999 года Владимир Путин ввел Реймана в состав правительства, "Мегафон", базирующийся в Санкт-Петербурге, совершил настоящий прорыв на российском рынке, пользуясь льготой на получение лицензий. В силу своей близости к российским спецслужбам "Мегафон" является, в частности, единственной компанией, работающей в Чечне.
Группа Фридмана претендует на владение 25% акций "Мегафона", которые она приобрела в августе 2003 года, однако факт этой покупки оспаривается в судах зарегистрированной на Бермудский островах компанией IPOC, которую считают близкой к министру Леониду Рейману.
Рейман отрицает, что имеет интересы в IPOC. Но, разбираясь в деятельности офшорных компаний, следователи выявили единственного бенефициария IPOC: им является датский адвокат по имени Джеффри Гальмонд, который признал, что в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов он тесно сотрудничал с Леонидом Рейманом. В то время последний создавал компанию "Телекоминвест", ставшую впоследствии мажоритарным акционером "Мегафона". В тот период Владимир Путин работал в мэрии Санкт-Петербурга, отвечая за внешние экономические связи.
в судах свидетели, вызванные "Альфа-Групп", заявили, что IPOC занималась отмыванием "грязных денег" и что г-н Рейман злоупотреблял своими служебными полномочиями, чтобы проворачивать торговые сделки. Поэтому предъявление налоговых претензий "Вымпелкому" рассматривается как акт репрессалий.
Возможно, речь не идет о "Телекомгейте", о чем говорят критики Реймана, однако уже сейчас пролит свет на финансовые сети в окружении российского президента. Западные инвесторы в России внимательно следят за злоключениями "Вымпелкома", так как "Альфа-Групп" заключила в 2003 году с British Petroleum соглашение, призванное продемонстрировать еще большую открытость страны для иностранных капиталов. Среди акционеров "Высмпелкома" фигурирует, в частности, норвежская группа Telenor.
Судебная драка за контроль над "Мегафоном" свидетельствует о войне, которая развернулась на российском рынке телекоммуникаций в преддверии приватизации государственного холдинга "Связьинвест".
"В битве между "Альфой" и Рейманом сталкиваются компании, которым после своего избрания покровительствовал Путин, - комментирует ситуацию западный банкир. - Жадность этих групп может поколебать монолитное, на первый взгляд, здание власти". "Империя Фридмана не будет уничтожена, - уверяет, со своей стороны, близкий к Кремлю аналитик Сергей Марков, - так как, в отличие от Михаила Ходорковского, его не считают врагом государства".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях