Статьи по дате

Newsweek | 15 декабря 2005 г.

Охота на самолеты

Кристофер Дикки

Охотники за самолетами выложили в интернет сведения о секретных рейсах ЦРУ - и дали материал для судебных дел об издевательствах над заключенными

Когда я дозвонился до него по сотовому телефону, Хавьер Родригес навел свой Canon на аэропорт Тенерифе на Канарских островах и снимал 500-миллиметровыми линзами. Родригес работает в банке, но его страсть - охотиться на самолеты, снимать их, сверять бортовые номера и публиковать свои находки в сети. Эта охота в чем-то сродни наблюдению за птицами - вы ищете разные, разноцветные, редкие экземпляры. Вы делаете снимки и показываете их друзьям. Если не считать испуга пилота, когда он принимает длинный объектив за ракетное пусковое устройство и сообщает диспетчеру, это вполне невинное увлечение. По крайней мере, оно было таким до начала нынешнего года, когда в Newsweek и других издания появились сообщения об авиакомпании Air CIA.

С тех пор охотники за самолетами играют ключевую роль, привлекая внимание общества к "пыточным рейсам" и самим самолетам. На прошлой неделе они и их снимки пользовались необычайным спросом в связи с европейским турне госсекретаря Кондолизы Райс, в ходе которого на каждой остановке ее встречали вопросами о самолетах Boeing и Gulfstream, использующих европейские аэропорты и летающих в европейском воздушном пространстве.

После ее многочисленных отказов говорить о самолетах и конечных пунктах рейсов из-за секретности, и отрицаний того, что США применяют пытки в узком смысле, который вкладывает в это слово администрация Буша, союзники по НАТО отчасти успокоились. В конце концов, многие европейские правительства, похоже, знали, что происходит в их воздушном пространстве или, по крайней мере, знали достаточно, чтобы не хотеть знать. Но проблема никуда не уходит. Охотники за самолетами вырвали ее из рук правительства. Они, поначалу не зная об этом, выложили в сеть информацию, которую правозащитники и парламентарии используют, чтобы подавать иски и требовать разъяснений.

Как известно, администрация Буша хочет вывести всех предполагаемых нарушителей из-под действия американской конституции, Женевских конвенций и, в некоторых случаях, приличий. Счастливчиков отправили на забытую правосудием базу Гуантанамо. Над другими поработали инквизиторы-неамериканцы в других странах. Конечно, если в чужих краях творятся чудовищные вещи, Вашингтон сожалеет об этом, но не берет на себя ответственность.

"В своих операциях мы руководствуемся своими законами", - заявила Райс на прошлой неделе, в начале европейского турне. В ее выступлении вопрос об ответственности спрятан за облаками благородных намерений (распространение свободы и прав человека) и прагматических целей (вытягивание важной информации из предполагаемых террористов практически любой ценой).

По словам Райс, "выдачи" в том или ином виде используются "США и другими странами не одно десятилетие". "Выдачи выводят террористов из игры и спасают жизни", - заявила она. Бывший директор ЦРУ Джордж Тенет назвал "выдачи десятков террористов до 11сентября 2001 года" успехами контрразведки, отметила Райс. Конечно, она проигнорировала неприятный факт: выдачи не предотвратили 11 сентября. Она не упомянула и о том, что два предполагаемых египетских террориста, выданных из Албании в Каир в 1998 году, не только находились в одиночном заключении и подвергались пыткам, - как утверждает Human Rights Watch, их довели до смерти.

После 2001 года администрация Буша сделала "внесудебные выдачи" обычным делом. Когда радикального исламского проповедника Абу Омара в феврале 2003 года схватили на улице в Милане, группа захвата отнеслась к делу так небрежно, что оставила ясный бумажный след и записи телефонных разговоров, ведущие прямиком на американскую авиабазу в Авиано. Итальянские судьи уже выдали ордера на арест 22 известных и предполагаемых агентов ЦРУ, которых обвиняют в похищении человека и связанных с этим преступлениях.

Родригес и его друзья из Иберийского клуба говорят, что понятия не имели о том, что лезут в гущу скандала, когда фотографировали неприметные корпоративные самолеты, садившиеся в местном аэропорту. "Корпоративные самолеты не привлекают внимания, - заявил Родригес. - Мы снимаем их, когда больше нечего".

В январе 2004 года член клуба Джозеп Манкадо сфотографировал белый Boeing 737 с бортовым номером N313P. Вскоре после того, как он вывесил фотографию на сайте Airliners.net, на электронную почту Манкадо стали приходить странные письма, якобы от информационных агентств Швеции, Германии и США. Казалось, что они больше интересуются им, чем покупкой снимков.

"Они действовали грубо, - сказал мне Манкадо. - Они спрашивали номер моего паспорта, домашний адрес, телефон". Манкадо, который занимается городским планированием, был озадачен таким интересом именно к этой фотографии и к нему лично. Потом - никаких вопросов почти девять месяцев.

Новый контакт состоялся в начале нынешнего года, когда немецкий телеканал связался с Манкадо, расследуя дело натурализованного гражданина Германии, рассказывавшего чудовищную историю о похищении и пытках. 31 декабря 2003 года Халед эль-Масри сел в автобус, идущий из немецкого города Ульм в Македонию, где он собирался провести праздники. На границе с Македонией его задержали и в течение 23 дней держали без связи с внешним миром в одной из гостиниц Скопье, где его допрашивали сотрудники местных спецслужб. По его словам, 23 января 2004 года на него надели наручники, завязали глаза и отвезли в аэропорт. Там его били кулаками и, по-видимому, палками.

В иске, поданном на прошлой неделе в Федеральный суд США Американским союзом гражданских свобод (АСГС) от имени Масри, говорится, что "с него срезали одежду ножницами или ножом, оставив его в нижнем белье. Ему приказали снять белье, но он отказался. Его снова избили и сняли белье насильно. Он слышал звук фотокамеры. Его швырнули на пол. Руки ему связали сзади, а на спину поставили ботинок. Потом он почувствовал, что ему в задний проход вводят твердый предмет".

В иске говорится, что эль-Масри оттащили в угол и сняли с глаз повязку. В лицо ему ударил свет, но он различил семь или восемь мужчин в черном и масках типа лыжных шапочек, закрывающих лица. "Один из мужчин обернул его полотенцем. Затем ему надели синий тренировочный костюм с короткими рукавами и пояс с цепями, которые прикрепили к его запястьям и лодыжкам. Ему снова завязали глаза, заткнули уши и надели капюшон. Он почувствовал укол в плечо и головокружение. После второго укола он почти потерял сознание".

Именно в этот день, 23 января 2003 года, Манкадо сфотографировал самолет N313P на аэродроме в Пальме, Мальорка. Из авиационных протоколов явствует, что он вылетел днем и приземлился в Скопье в 8:51 вечера. "Спустя более трех часов самолет покинул Скопье, вылетел в Багдад, а затем в Кабул", - говорится в иске АСГС. Похоже, Манкадо случайно сфотографировал именно этот Boeing перед пыточным рейсом эль-Масри. Неудивительно, что он стал получать загадочные письма.

Почти четыре месяца эль-Масри держали на объекте ЦРУ "Соляная шахта" в окрестностях Кабула. В итоге его тюремщики признали ошибку. Они посадили его в другой секретный самолет, прилетевший в Албанию, где вывезли в сельскую местность и оставили. Когда эль-Масри добрался до Ульма и начал рассказывать свою историю, ему никто не верил, пока фотография Манкадо и протоколы Федерального авиационного управления не стали подтверждением его слов.

Сегодня можно увидеть снимки этого Boeing 737 1980-х годов, когда его еще эксплуатировала авиакомпания Piedmont Airlines, а также его фотографии в белом обличье, сделанные во Франкфурте, Женеве, Опорто (Португалия) и над Тулсой (Оклахома) в 2003-2004 годах. Но история в Пальме не кончилась.

10 марта 2004 года Манкадо снова увидел N313P, когда тот летел на соседний остров. 12 марта самолет был еще там, и другой член клуба, Тони Маримон, сфотографировал его взлет. Почему он находился там так долго, неизвестно, но совпадение дат беспокоит подозрительных испанцев. 11 марта 2004 года террористы устроили серию взрывов в Мадриде, где погиб 191 человек.

В конце прошлого года, когда стало известно, что N313P принадлежит Air CIA, он неожиданно поменял владельца, перейдя от одной малоизвестной компании к другой и получив новый бортовой номер - N4476S. Родригес помнит, как поехал в аэропорт Пальмы в январе. "Я ушел с работы около трех. Был чудесный день, и я поехал посмотреть, нет ли самолетов". И он там оказался. "Вокруг никого не было. Никакой охраны. Ничего такого, что наводило бы на мысль: там что-то есть".

С тех пор Родригес ездит довольно далеко в поисках самолетов, причастных к таким интригам. На прошлой неделе он был в Тенерифе примерно в то время, когда хорватского военного преступника должны были отправить оттуда в Гаагу. Но вряд ли кто-то из охотников за самолетами увидит через объектив столько самолетов ЦРУ, сколько те, кто снимает на Мальорке. Почему? По одной из версий, это удобное и сравнительно спокойное место на пути в Северную Африку, где у ЦРУ завелись друзья не только в Египте, но также в Марокко, Ливии и Алжире. По другой версии, отели острова дают экипажам возможность отдохнуть и расслабиться. Конечно, с пассажирами, которых они возьмут на борт позже, будут обращаться иначе.

Источник: Newsweek


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru