Süddeutsche Zeitung | 15 декабря 2005 г.
Взрывоопасное соединение
Инке Зур и Арне Беккер
Строящийся Северо-Европейский газопровод пройдет по участкам, где во время Второй мировой войны были затоплены боеприпасы и боевые отравляющие вещества
Планы строительства редко осуществляются столь быстро: российский "Газпром" и немецкие фирмы BASF и Eon подписали договор о строительстве Северо-Европейского газопровода всего лишь 8 сентября. И уже через три месяца на севере России, в Вологодской области, был сварен первый стык.
Однако газопровод, идущий по морскому дну, может быть взрывоопасным не только по политическим причинам. Дно Балтийского моря нашпиговано боеприпасами, оставшимися там после двух мировых войн: только в этом году у берегов Латвии в ходе акции по разминированию, которая носила название "Open Spirit", в течение недели были обнаружены - и взорваны - 31 мина и 2 торпеды.
Северо-Европейский газопровод, соединяющий Россию и Германию, угрожает окружающей среде и человеку, сказал литовский президент Валдас Адамкус во время своего недавнего визита в Германию. Строительные работы помимо всего прочего могут привести к высвобождению ядовитых газов, захороненных в водах Балтийского моря после 1945 года.
Аргументы Адамкуса обычно считаются прикрытием, так как Прибалтика борется со строительством газопровода еще и по другим причинам. Новый газопровод заменит нынешний, идущий по суше, за транзит по которому Россия платит тем странам, по территории которых он проложен. Однако экологи признают правоту литовского президента, как и его эстонского коллеги Арнольда Рюйтеля, который недавно высказал следующее предостережение: "Прокладка трубопровода по дну Балтийского моря может повлечь за собой серьезные проблемы в экологии".
Химическое оружие, которое после окончания Второй мировой войны было найдено в Германии державами-победительницами, весило примерно 288 тысяч тонн. Союзники взрывали бомбы и гранаты или топили их в Северном и Балтийском морях. Сегодня считается доказанным, что немецкие корабли с 58 тоннами боевых отравляющих веществ были затоплены неподалеку от острова Борнхольм - у них на борту были такие нервно-паралитические газы, как горчичный газ и табун. СССР избавился от 300 тысяч тонн химического оружия. Еще сегодня в районе Борнхольма любой датский рыбак имеет на борту своего судна памятку под названием "Fiskeri og krigsgas" - "Рыболовство и военные газы". Участок у Борнхольма "казался наиболее подходящим, так как здесь глубина Балтийского моря наибольшая - 100 метров", говорит Роберт Моллитор, руководитель военно-спасательной службы Мекленбурга. Тем не менее, свидетели утверждают, что немецкие рыбаки сбрасывали боевые отравляющие вещества уже на полпути - между портами погрузки Вольгаст и Пеенемюнде и заданным местом захоронения, чтобы быстрее вернуться за следующей партией.
Кроме того, за долгое время рыболовные суда растащили своими сетями ядовитые вещества по широкому пространству. Уже шесть десятилетий на морском дне ржавеют бомбы и гранаты. "Их состояние зависит от таких факторов, как содержание кислорода и соли в воде, а также от состояния морского дна", - говорит Ульрике Кронфельд-Гохарани из Института исследований проблем мира Кильского университета. До сих пор ни одно сопредельное государство не поднимало эту проблему, так как она "политически чувствительна", а утилизация снарядов обходится дорого.
Противники строительства трубопровода боятся не только ядовитых газов, покоящихся на морском дне. В Балтийском море более чем достаточно и обычных боеприпасов. Так, после Второй мировой войны только из Шлезвиг-Гольштейна было вывезено и затоплено в море больше 100 тысяч тонн гранат и торпед. "Во время войны здесь было целенаправленно установлено около 100 тысяч морских мин, - говорит морской биолог из Кобленца Штефан Неринг. - И по сей день нужно считаться с наличием мин в районе прокладки газопровода". Неринг уже два года занимается старыми грехами войны, покоящимися в море. Проводя исследование, касавшееся источников вредных веществ в устье Эльбы, он в поисках снарядов, оставшихся на морском дне, изучал архивы, газетные статьи и судовые журналы - и с тех пор не оставляет эту тему.
То, что обнаружил в архивах Неринг, его очень беспокоит. Только у острова Узедом, где запланирован выход газопровода на сушу, на каждом квадратном километре может находиться по 70 тонн неразорвавшихся снарядов. Тем не менее, в официальных навигационных картах они не обозначены: неразорвавшиеся снаряды - это следствие британской бомбардировки военной лаборатории Пеенемюнде. Официальной информации о неразорвавшихся снарядах в немецких территориальных водах мало. Боеприпасы угрожают не только строителям в случае, если сооружение трубопровода спровоцирует взрывы. Земляные работы на морском дне могут высвободить снаряды, лежащие под толщей песка, которые затем будут отнесены к отдаленным берегам. Так, уже несколько собирателей янтаря на Узедоме получили тяжелые ожоги, так как они по ошибке клали к себе в карманы белый фосфор из зажигательных бомб.
Несмотря на все это, "Газпром" не собирается извлекать из моря боеприпасы. "Мы попытаемся обойти возможные места их захоронения", - сказал представитель концерна Станислав Маркин. Наконец, напомнил он, у государств, принимающих участие в проекте, имеются соответствующие морские карты. Однако, например, к Федеральному ведомству морского судоходства и гидрографии (BSH) в Гамбурге это, похоже, не относится. Поскольку большая часть боеприпасов попала в Балтийское море в результате захоронения после Второй мировой войны, немцам мало что известно об их местонахождении.
"Мы можем говорить только о тех маршрутах к известным районам захоронения у Борнхольма, которые мы исследовали, - говорит Христиан Даллке, глава юридического отдела BSH. - Там мы ничего не нашли". Однако в рамках экологического заключения, необходимого для разрешения строительства газопровода в немецких территориальных водах, заявители, то есть фирмы, должны представить информацию о состоянии морского дна.
Все же заказчики газопровода заинтересованы в том, чтобы узнать подробности о наличии взрывчатых материалах в районе строительства. Ведь, в конце концов, они не хотят ни угрозы своему персоналу, ни отравления моря. В дочерней компании BASF, фирме Wintershall, одной из участников строительства, сознают проблему и считают ее разрешимой. Нового в этом для них ничего нет. "При прокладке трубопроводов по суше мы тоже ищем неразорвавшиеся снаряды", - говорит пресс-секретарь фирмы Михаэль Зассе.
На морских картах немецкой части Балтийского моря на сегодняшний день обозначено 14 мест захоронения боеприпасов. Конференция балтийских и североморских стран Helcom зафиксировала крупные ареалы, являющиеся из-за наличия боевых отравляющих веществ областями риска. "Однако большая часть таких областей вообще неизвестна", - говорит морской биолог Неринг.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях