Financial Times | 15 декабря 2006 г.
Гигант, знающий о своем могуществе
Томас Катан
1 января Европа осознала, насколько важное значение для них теперь имеет "Газпром". В этот день диспут с Украиной по поводу цен на газ привел к временной приостановке подаче газа в Европу, которая получает от России четверть своего газа.
Подозрения, что Россия решила использовать свои энергетические ресурсы в качестве инструмента международной политики, укрепились из-за завуалированных угроз со стороны главы "Газпрома" Алексея Миллера и президента России Владимира Путина. Оба они намекнули, что если Европа заблокирует планы "Газпрома" на расширение, то они переместят фокус своих инвестиций на новые рынки в Азии и США.
Этот инцидент побудил вице-президента США Дика Чейни обвинить Россию в использовании своих обширных энергетических ресурсов для шантажа соседей.
Александр Медведев, заместитель председателя правления "Газпрома", думает, что и Чейни, и западные СМИ неправильно поняли российскую энергетическую монополию.
В интервью газете FT он сказал, что действия компании были продиктованы соображениями коммерческого, а не политического характера.
"Тон статей в прессе меня крайне удивляет", - сказал он.
"Когда Чейни говорит, что Россия прибегает к шантажу, это не имеет никакого отношения к нашей нормальной деловой практике".
"Меня всегда учили, что свободная западная пресса дает возможность высказаться представителям разных точек зрения. Мы этого не видим".
Медведев говорит, что не Россия, а Украина пыталась применять шантаж для того, чтобы продолжать получать газ по сниженным ценам.
"Мы пытались найти решение в ситуации с Украиной до самого конца года", - говорит он.
"Украина добровольно покинула стол переговоров за три дня до конца года. Они, видимо, думали, что смогут шантажировать не только "Газпром", но и всю Европу, поставив себя в центр вселенной".
Что касается предполагаемых угроз, выдвинутых Миллером представителям ЕС, Медведев говорит, что его выступление было неправильно проинтерпретировано. Миллер говорил о направлении развития будущих поставок, а не о текущих контрактах.
Аналитики говорят, что Москва пытается стравить между собой Европу и Китай, крупнейшего потенциального клиента России. Однако Медведев говорит, что Россия просто должна принять коммерчески целесообразное решение о том, куда направлять новые поставки газа в ближайшие десятилетия.
"Разумеется, мы должны принимать решения о будущих поставках уже сегодня", - сказал он.
"Если Европа скажет нам: "Ребята, нам ваш газ не нужен", чтобы не увеличивать долю российского газа выше определенного предела, то нам придется делать инвестиции в поставки газа Китаю".
Россия обладает самыми большими в мире запасами природного газа и является крупнейшим производителем газа. При этом "Газпром" обладает эксклюзивным контролем над всеми продажами и транспортировкой газа.
ЕС призывает "Газпром" открыть свои трубопроводы для третьих сторон - имея в виду как независимых производителей, так и другие производящие газ страны, например Казахстан и Туркмению.
Однако Медведев отвергает идею совместного пользования трубопроводными сетями - самыми протяженными в мире, - называя это "чисто коммунистическим подходом, гласящим, что все надо делить поровну".
Он говорит, что в трубопроводах просто нет свободного места для транспортировки чужого газа, если "Газпром" хочет выполнить заключенные контракты.
"Наша система полностью запланирована и управляется соответственно этим планам, не только в рамках текущей ситуации, но и с учетом развития нашего экспортного портфеля в следующие 20-25 лет", - сказал он.
"Естественно, мы не намерены нарушать контракты из-за того, что господин Чейни хотел бы, чтобы некоторые страны Средней Азии получили доступ к трубопроводам".
"Для нас контракт - как Библия".
США также настаивают на создании альтернативного трубопровода, который бы доставлял казахский газ через Азербайджан и Турцию в Европу, вообще минуя Россию.
Однако Медведев отметает возможность такого проекта, называя его "нереалистичным". Казахстан не сможет обеспечить достаточных поставок газа, а Европа не обеспечит достаточного уровня спроса.
"Вы можете говорить о сотнях проектов, но ни один из них не будет осуществлен, - говорит он. - Я практически уверен, что без российского газа ни один из проектов новых поставок не сдвинется с места. По одной простой причине: нет газа - нет рынка".
"Сегодня в связи с отсутствием дополнительных рынков для этого газа в Европе это абсолютно нереально", - говорит он.
Паника 1 января вызвала в Европе гонку в поисках альтернативных энергетических поставок.
Сейчас многие из ключевых клиентов "Газпрома" в Европе пытаются добиться импорта сжиженного газа из стран Северной Африки.
Другие рассматривают возможность возвращения к ядерной энергетике.
Но Медведев думает, что действия Европы по диверсификации энергетических поставок могут обернуться ей во вред.
Венгрия, говорит он, в итоге вынуждена была платить за российский газ большую цену после заключения в середине 1990-х контрактов с альтернативными поставщиками.
"Они платят за российский газ существенно больше, чем по нашим контрактам, - говорит он. - Если люди хотят заплатить такую цену за диверсификацию, ради Бога".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях