Статьи по дате

The Wall Street Journal | 15 декабря 2006 г.

Центральный персонаж российской детективной истории говорит, что он был жертвой

Алан Каллисон

В течение 15 лет бывший сотрудник службы безопасности Кремля ловко лавировал в бурных водах постсоветской России

Бывшие агенты КГБ Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун дали самые подробные на сегодняшний день комментарии для прессы по поводу истории с отравлением Литвиненко 24 ноября в интервью на радиостанции "Эхо Москвы". В 1990-х годах Луговой охранял высших правительственных чиновников и трижды бывал с ними в США, где, как он говорит, он однажды стоял в Белом доме рядом с президентом Клинтоном. Даже 14-месячное тюремное заключение в 2001 году ненадолго сбросило его с коня. Через несколько месяцев он вернулся к активной жизни и возглавил частное охранное предприятие, среди клиентов которого были депутаты, губернаторы и даже некоторые критики Кремля.

Сегодня некоторые из этих клиентов задаются вопросом о том, охранял ли он их или шпионил за ними по заказу Кремля. 41-летний Луговой сейчас находится в центре расследования, которое ведется британским Скотланд-Ярдом, по поводу смерти критиковавшего Кремль Александра Литвиненко, отравленного радиоактивным полонием-210 в прошлом месяце.

Луговому доверяли многие представители сообщества российских эмигрантов в Лондоне, где в октябре Луговой представил жертву - своего старого знакомого - московскому бизнесмену Дмитрию Ковтуну. Когда все трое встретились во второй раз в баре Pine лондонского отеля Millennium, Литвиненко, как полагает полиция, получил смертельную дозу полония. Полиция выясняет, был ли яд привезен Ковтуном из Москвы через немецкий Гамбург.

Поскольку полиция нашла следы полония в лондонском отеле, где останавливался Луговой, в машине в Гамбурге и в гамбургской квартире, в которой останавливался Ковтун, расширяющееся расследование приоткрыло дверь в загробный мир бывших российских агентов, которые меняют свои тайные связи на успешные карьеры в бизнесе.

В России президента Владимира Путина, который, как писали российские СМИ, говорил, что бывших агентов КГБ не бывает, это дело показывает, насколько размытой бывает граница между действующими и бывшими агентами, ведь услуги и опыт шпионов пользуются большим спросом и после их отставки.

В нескольких телефонных интервью Луговой говорил, что его глубоко оскорбляют предположения о том, что он помог убить Литвиненко. Он говорил, что сейчас сдает анализы на полоний в московской клинике. "Это абсурд, - сказал он по поводу существующего мнения, будто он до сих пор связан с российскими спецслужбами. - У меня частная компания, и она охраняет многих людей, которые могут сказать обо мне только хорошее".

Кремль яростно отрицает, что имеет какое-то отношение к отравлению Литвиненко. Российское государственное телевидение предположило, что он отравил себя сам или что его отравили другие оппозиционеры, пытаясь сделать плохую рекламу Кремлю.

Некоторая часть оппозиции в России доверяла Луговому по причине того, что он отбыл тюремный срок, когда его обвинили в том, что он пытался помочь одному из своих клиентов, критику Путина, сбежать из тюрьмы в Москве.

Сейчас некоторые задаются вопросом о том, не были ли тюремный срок Лугового, как и его последующие деловые успехи, частью хитроумного плана по проникновению в ряды кремлевской оппозиции для того, чтобы доносить на ее представителей.

Известный радиоведущий и критик Кремля Сергей Доренко говорит, что с 1 января он отказывается от услуг телохранителей из фирмы Лугового. По мере того, как усиливается контроль Кремля по всей России, говорит Доренко, неясно, кто на кого здесь работает.

"Если они захотят навредить вам, я уверен, что защититься невозможно, - сказал Доренко. - В этом случае мне не нужен телохранитель - по-настоящему мне будет нужен свидетель".

У Лугового за спиной долгая история работы среди российской правящей элиты, в которой было несколько таинственных эпизодов с политическим подтекстом.

Луговой, окончивший советский эквивалент Вест-Пойнта, командовал взводом кремлевского караула в последние годы холодной войны. После коллапса Советского Союза в 1991 году он стал главой охраны высших чиновников, таких, как действующий премьер-министр Егор Гайдар и министр иностранных дел Андрей Козырев.

В 1996 году он, по его словам, ушел с государственной службы, чтобы возглавить службу безопасности на главном государственном телеканале ОРТ в тот момент, когда его контролировал близкий к власти могущественный бизнесмен Борис Березовский.

Однако когда в 2000 году к власти пришел Путин, политические ветры стремительно переменились. Березовский оказался в опале и покинул страну, чтобы избежать уголовного преследования. Прокуратура посадила в тюрьму одного из его партнеров, Николая Глушкова, по обвинению в хищении средств "Аэрофлота" - национальной авиакомпании, в которой Глушков был исполнительным директором.

Луговой также был арестован в 2001 году - правоохранительные органы заявили, что он пытался устроить Глушкову побег из тюрьмы во время визита в местную больницу. Глушков сказал, что обвинение в подготовке побега было подстроено как повод оставить его в тюрьме и что Луговой был частью этого плана. В зале суда Луговой упомянул, что когда он был в тюрьме, то беседовал с офицерами российской ФСБ, наследницы КГБ. В судебных протоколах не фигурирует ни одна их этих бесед, говорит Глушков.

Когда Лугового в следующем году выпустили из тюрьмы, он возглавил охранное предприятие "Девятый вал", которое, по его словам, он организовал вместе с несколькими друзьями.

Глушков говорит, что он с подозрением отнесся к быстрому успеху Лугового. После того как Глушков вышел в 2004 году из тюрьмы, он, по его словам, пригласил к себе Лугового, чтобы поговорить. "Я пытался вытащить из него признание, о чем он говорил с ФСБ и откуда у него деньги, - говорит Глушков. - Ни то, ни другое он не объяснил".

Луговой говорит, что его "шокируют" обвинения Глушкова. Он утверждает, что такой встречи вообще не было.

Глушков рассказал, что он советовал Березовскому, живущему теперь в Лондоне, держаться подальше от Лугового. Но, по словам Глушкова, Березовский его не послушал. Другие говорят, что Березовский, возможно, даже помог бизнесу Лугового, рекомендовав его охранное предприятие своим политическим союзникам, оставшимся в России.

Один из них - Иван Рыбкин, бывший спикер российского парламента, который при поддержке Березовского сделал неудачную попытку баллотироваться в президенты в 2004 году, конкурируя с Путиным. Рыбкина охраняли восемь частных телохранителей, а Луговой иногда наведывался проверить, как они работают, говорит Рыбкин.

Когда президентская кампания вышла на финишную прямую, Рыбкин исчез. Когда спустя несколько дней он объявился, то сказал, что во время поездки в Киев его накачали препаратами и что до того, как он пришел в сознание, двое мужчин снимали его на видео, которое его каким-то образом компрометирует. Он снял свою кандидатуру и ушел из политики.

Рыбкин говорит, что всегда чувствовал себя неуютно под присмотром Лугового. По его словам, никогда нельзя было понять, охраняют ли его телохранители или пытаются выяснить его следующий шаг. В 2004 году он уволил охранников Лугового и теперь живет со своей семьей и без всякой охраны на даче под Москвой.

"Теперь я доверяю только своему брату", - сказал Рыбкин.

Однако этот инцидент не повредил бизнесу Лугового. В прошлом году он вложил свои средства в новое предприятие - завод по производству вина, пива и кваса.

Он говорит, что по делам ему приходилось бывать в Лондоне больше 12 раз в год. Будучи в Лондоне, он часто посещал своего бывшего босса Березовского, а также Литвиненко, который когда-то работал телохранителем магната.

Литвиненко, сбежавший в Лондон в 2000 году, написал две книги, обе крайне резко критикующие Путина и бывших работодателей Литвиненко в спецслужбах.

В середине октября Луговой приехал в Лондон и привез с собой Ковтуна, своего однокашника по военной академии, который тоже говорит, что занялся бизнесом в качестве консультанта иностранных компаний в России. Луговой сказал, что познакомил Ковтуна с Литвиненко, чтобы они смогли поделиться друг с другом своими связями в деловом мире.

Луговой и Ковтун вернулись в Лондон спустя две недели. На этот раз Ковтун приехал через Гамбург, где он служил во времена Советского Союза. Полиция говорит, что он оставил следы полония на диване в квартире своей бывшей жены, где он спал, и на сиденье автомобиля BMW, который привез его из аэропорта.

В Лондоне трое мужчин снова встретились 1 ноября в баре Pine отеля Millennium.

Детективы Скотланд-Ярда прилетели в Москву, но им не позволили напрямую допрашивать ни того, ни другого мужчину, которые, по их словам, были госпитализированы с симптомами отравления полонием. Луговой говорит, что в течение трех часов беседовал с российскими следователями в присутствии британских детективов. Луговой отказался от права на адвоката, сказав, что он жертва, а не преступник. "Мне нечего скрывать", - сказал он.

Источник: The Wall Street Journal


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru