The Washington Post | 15 декабря 2010 г.
Московские эскалаторы перевозят весь город
Уилл Ингланд
Эскалаторы - одно из главных отличий московского метро от вашингтонского, считает Washington Post. И в Москве, и в Вашингтоне станции находятся глубоко под землей, но московских пассажиров редко вынуждают спускаться или подниматься по обычным лестницам, "ведь люди ходят слишком медленно", как замечает журналист Уилл Ингланд. Если в час пик эскалаторы не вынесут людей наверх, толпы быстро заполнят платформы и пассажиры будут падать на рельсы.
Издание взяло интервью у Сергея Лихачева, главного механика эскалаторного отдела Московского метрополитена. Эскалаторы, которыми он заведует, перевозят до 9 млн человек в день, до 2,5 млрд в год. Ремонтировать эти механизмы приходится на месте и в очень сжатые сроки, заметил Лихачев.
"Если эскалаторы перестанут функционировать, московское метро встанет, а без метро перестанет функционировать вся Москва. Строго говоря, последствия ощутит вся Россия, так как колоссальное число пассажиров метро - это люди, которые добираются с вокзала на вокзал, из аэропорта в аэропорт", - повествует издание.
На вопрос, за счет чего эскалаторы поддерживаются в порядке, Лихачев отвечает односложно: "Люди". В его отделе работает три тысячи человек, сотрудники дежурят на каждой станции, есть бригада экспресс-ремонта и собственное производство запчастей.
Эскалаторы отличаются прочностью, но, "к сожалению, менталитет наших пассажиров оставляет желать лучшего" - они нарушают правила поведения на эскалаторе, замечает Лихачев. "На этот случай есть дежурные. Это люди в форме, которые сидят в стеклянных будках у нижнего конца всех крупных эскалаторов и зорко следят, все ли в порядке. Почти все они - женщины, отличающиеся сердитым взглядом, от которого сердце останавливается в груди, - пишет автор. - На всех будках табличка: "Справок не даем".
Журналист рекомендует не пытаться заговорить с дежурными - "если только вам не встретится Ксения Невежина: ей 18 лет, она начала работать только этим летом и пока не огрубела". Ксения сказала, что работа ей нравится - "тихая", но добавила, что иногда пассажиры беспричинно на нее сердятся. "Я пытаюсь их игнорировать".
Лихачев поведал, что лет 6 назад был случай, когда один мужчина разделся на эскалаторе догола. Но последний предмет одежды застрял между ступенек и уцепился за "органы" мужчины. "Дежурная остановила эскалатор, и к мужчине, попавшему в капкан, подошел ремонтник с огромным ножом. Пассажиры, неправильно расценив его намерения, завопили: "Нет, не отрезай ему это!". Ремонтник обрезал всего лишь одежду, невредимого пассажира увезли в психбольницу, а эскалатор снова заработал", - рассказывает автор.
Журналист побывал в музее московского метро на станции "Спортивная". Директор музея Константин Черкасский поведал ему, что в 1934 году власти присматривались к эскалаторам американской фирмы Otis Elevator Co., но те "не отвечали техническим требованиям" и было решено наладить собственное производство. По словам Черкасского, российские эскалаторы принципиально отличаются от зарубежных.
"Немецкий историк Дитмар Нойтац изучал советские архивы и в своей книге о метро излагает события несколько иначе. Советское правительство хотело приобрести у Otis один-единственный эскалатор и скопировать. Но руководство Otis раскусило хитрость и вызвалось продать один эскалатор по цене 12 штук. Советская сторона не согласилась и постаралась максимально затянуть переговоры, чтобы побольше выяснить о технических характеристиках эскалаторов Otis. Затем они прервали переговоры и создали свой вариант, максимально похожий на американский", - утверждает автор. В любом случае, по словам Черкасского, эскалаторы рассчитаны на 60 лет работы, старейший действует на "Бауманской".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях