Foreign Policy | 15 декабря 2015 г.
Как Вашингтон может победить в информационной войне
Дэвид Энсор
Какая роль подобает США в новом мире информационной войны, когда террористы вербуют сторонников по интернету, а президент Путин превращает "новости" на своем пропагандистском ТВ в оружие? - вопрошает в статье для Foreign Policy Дэвид Энсор, который четыре года был директором "Голоса Америки".
По мнению автора, после упразднения Информационного агентства США (USIA) в 1999 году, возможности Америки по участию в глобальной битве идей ослабли. И теперь общественная дипломатия и международное вещание срочно нуждаются в новых ресурсах и внимании.
Энсор перечисляет направления работы.
Госдепартамент сейчас тратит "скромную сумму - 5,8 млн долларов на противодействие вербовке в ряды ИГИЛ и другой пропаганде ненависти", - пишет автор.
Недавно Конгресс разрешил Пентагону организовать схожую программу в этих целях. Энсор замечает, что шаг позитивный, но "усилия следует координировать в верхах и установить над ними контроль гражданских лиц". Следует финансировать команды в арабском мире, которые следовали бы за теми, кто аффилирован с ИГИЛ и "Аль-Каидой" (обе организации запрещены в РФ. - Прим. ред.) во всех возможных чатах и на сайтах, и парировали бы их пропаганду в режиме реального времени. Причем все эти коммуникации должны осуществляться не Вашингтоном, а арабскими партнерами в регионе".
Программы общественной дипломатии, в 1999 году переданные Госдепартаменту, страдают от секвестра бюджета и "текучки" в руководстве. "
На взгляд автора, в Совете управляющих по вопросам вещания(BBG), который курирует "Голос Америки" и другие СМИ, "недостает ясности и ресурсов".
И все же аудитория "Голоса Америки" за последние четыре года выросла с 134 млн человек до почти 188 млн, материалы предлагаются более чем на 45 языках. "В мире, где вещательные компании типа RT (бывшей Russia Today) проталкивают полуправду, предвзято поданную информацию и дезинформацию, стала как никогда важна журналистика, которая исповедует старомодные ценности - объективность и сбалансированность", - говорится в статье.
Однако, отмечает Энсор, за четыре года, пока он был директором "Голоса Америки", некоторые влиятельные лица в Вашингтоне призывали превратить эту радиостанцию из средства массовой информации в чистого апологета политики США. По их мнению, в цифровую эпоху, среди сотен категоричных голосов, реальное влияние невозможно без "предвзятой подачи".
Энсор сообщает, что для своего научного исследования в Гарварде сравнил "Голос Америки" и "Всемирную службу BBC" с "более новыми каналами, которые защищают что-то и подают информацию предвзято в интересах своих правительств: российским RT и китайским CCTV. Правда, данные об аудитории RT и CCTV раздобыть нелегко, но доказательства четкие".
"RT утверждает, что его аудитория в мире - 630 млн человек в 100 странах, но это утверждение ложно. Российская сторона использует для замеров популярности RT показатель "доступ к потенциальной аудитории", а не реальное число зрителей, которое у канала намного ниже. Например, в США RT даже не имеет "рейтинга Нильсена". Это значит, что, хотя канал доступен во многих кабельных системах, не набралось даже 30 тыс. американских домохозяйств, где бы его смотрели ежедневно. В Британии в мае 2013 года RT занимал 175-е место среди 278 каналов и имел примерно 120 тыс. зрителей в день. По мере того как освещение RT российского вторжения в Крым и на Восточную Украину (или, как они это именовали, "освобождения") становилось все более однобоким и навязчивым, этот показатель еще более сократился. Несомненно, на других рынках у RT аудитория немного побольше, но по сравнению с "Всемирной службой BBC", чья глобальная аудитория - более 300 млн человек, его область влияния и воздействие явно мизерны", - говорится в статье.
По мнению автора, у китайского CCTV то же самое. По данным за 2013 год, лишь 2% кенийцев на неделе, предшествующей опросу, смотрели CCTV. 17% смотрели CCN, 7% - "Всемирную службу BBC", а 52% - местную станцию Citizen TV.
Джозеф Най, автор термина "мягкая сила", твердит, что "лучшая пропаганда - это не пропаганда", а правда, напоминает автор.
То, что за последние четыре года аудитория "Голоса Америки" значительно расширилась, стало возможным, так как радиостанция посвящала себя честной журналистике, даже в сюжетах о проблемах и недостатках Америки. Но инновации в цифровых СМИ и партнерство со СМИ разных стран тоже сыграли принципиальную роль. "Если США будут действовать активнее, возможен колоссальный дополнительный эффект по расширению аудитории "Голоса Америки" и партнерских радиостанций. На это потребуется больше ресурсов, а также юридические полномочия для руководителей, которые позволят прорваться через бюрократические правила и вотчины", - полагает автор.
Энсор также считает, что Обаме следовало бы по примеру президента Кеннеди нанять опытного советника по информации. "Холодная война окончена, но значение участия в битве и экспорта надежной информации только возросло", - подытоживает он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях