Le Monde | 15 февраля 2001 г.
Причиной гибели "Курска" был взрыв русской торпеды
Франсуа Бонне
?Прямой или косвенной? причиной катастрофы с АПЛ ?Курск?, в результате которой 12 августа 2000 года погибли 118 членов экипажа, был взрыв торпеды внутри корпуса корабля. Российские власти, наконец, признали реальной гипотезу, выдвигавшуюся экспертами.
Спустя 6 месяцев после гибели 12 августа 2000 года АПЛ ?Курск?, российские власти, наконец, признали реальность гипотезы, которую они до самого последнего времени решительно отвергали: ?прямой или косвенной причиной? катастрофы, в результате которой погибли 118 членов экипажа, стал взрыв торпеды внутри корпуса корабля. Во вторник 13 февраля вице-премьер Илья Клебанов, возглавляющий комиссию по расследованию, впервые внес кардинальные изменения в официальную версию трагедии. По словам Клебанова, "совершено ясно", что с первых секунд катастрофа была связана с торпедой.
До самого последнего времени комиссия по расследованию придерживалась трех основных версий трагедии: столкновение с иностранной подводной лодкой, столкновение с миной и случайный взрыв в торпедном отсеке. Именно эту версию с сентября прошлого года отстаивали многочисленные российские и иностранные эксперты. Однако главный штаб ВМФ никак не хотел признавать право на существование этой последней версии, хотя так и не представил никакой правдоподобной информации, которая бы подтверждала версию о столкновении с иностранным кораблем.
На протяжении многих месяцев на первый план выдвигалась версия о столкновении, что позволяло избежать болезненных дебатов о качестве вооружений на борту кораблей и об ответственности, которую несет генеральный штаб.
5 ноября высокопоставленный представитель командования ВМФ заявлял, что ?отныне он уверен в том, что гибель ?Курска? была спровоцирована столкновением с иностранной подводной лодкой?. ?Единственная проблема заключается в том, чтобы на 100% достоверно установить, какой стране НАТО принадлежит эта подводная лодка?, - уточнил он. Но теперь Клебанов решил поколебать эту уверенность. Конечно, сказал он, мы не отметаем версии о столкновении. Но в течение нескольких недель проходили испытания торпед. За проведением этих испытаний наблюдала норвежская природоохранная организация ?Беллуна?.
Мнение экспертов
В докладе, переданном главкому ВМФ, говорится о том, что торпеда может случайно взорваться и без удара или первоначального столкновения. По мнению ?Беллуна?, нестабильность водородного топлива, использовавшегося в двух торпедах, находившихся на борту ?Курска?, могла спровоцировать начало ?неконтролируемого процесса?, что и привело к взрыву.
Еще одно исследование, несомненно, стало причиной того, что российские власти пересмотрели свои позиции. Это исследование американских ученых было опубликовано 23 января в академическом журнале ?Eos?. Определены ?два события? катастрофы: первый взрыв соответствует мощности взрыва одной торпеды, через 2 минуты 15 секунд произошел еще более мощный взрыв, эквивалентный взрыву 5 т ТНТ, что соответствует одновременному взрыву 4 или 8 ракет?. Тип зарегистрированных волн и их частота ? исключают возможность столкновения или удара, как причины катастрофы?.
Крайне медленно российские власти начинают прислушиваться к мнению экспертов. Однако ?окончательные выводы?, по мнению властей, могут быть сделаны лишь после подъема корабля на поверхность. В операции по подъему АПЛ примут участие некоторые западные и российские компании.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях