Le Soir | 15 февраля 2001 г.
Среди наименее налогооблагаемых в мире
Жан-Поль Колетт
В рамках обширной налоговой реформы установлена единая 13-процентная ставка подоходного налога.
Налоги, частная собственность. Россия приступила к осуществлению широкомасштабных реформ, имеющих жизненно важное значение для ее экономического и социального возрождения. Первым ожидаемым шагом стало снижение размера налогов и введение единой ставки подоходного налога.
Если 2000 год нельзя назвать богатым на важные реформы, то первые недели наступившего года свидетельствуют о том, что в 2001 году в этой сфере будут реализованы гигантские проекты, причем часть из них уже преодолели стадию неясным планов.
Речь, в частности, идет о налоговой реформе, разработанной, принятой и нашедшей выражение в соответствующих нормативных документах, однако революционный характер этой реформы напрямую зависит от ее практического осуществления. Не менее сложной оказалась реформа в сфере реструктуризации энергетического комплекса, ставшего по причине убийственной в гуманитарном и политическом плане зимы, предметом на редкость ожесточенных дебатов.
Первый важный этап налоговой реформы был начат в июле 2000 года после того, как регионы практически лишились самостоятельности в этой области. Однако эта государственная инициатива, имеющая большое значение для усиления нового кремлевского руководства и ограничения полномочий региональных князьков, имела достаточно ограниченное значение для каждого конкретного гражданина.
Именно поэтому начало налоговой реформы, касающейся, в основном, доходов физических лиц, можно считать одним из крупнейших достижений правительства, сформированного Владимиром Путиным. С момента крушения Советского Союза сбор налогов в стране больше походил на миф о Сизифе, чем на поиски Грааля.
Четыре главы ?второй части? налогового кодекса, в которых говорится о снижении налогового бремени и упрощении процедур, вступили в силу 1 января, после того, как были приняты депутатами Думы летом прошлого года.
С введением единого 13-процентного подоходного налога, Россия создала удивительно современную систему, превратившую российского гражданина в одного из наименее налогооблагаемых в мире.
Если раньше россиянину, несмотря на мизерный или средний уровень доходов, приходилось сталкиваться с бесчисленным множеством налогов, исключений и дублирований, то теперь он стал свидетелем снижения и упрощения механизма уплаты налогов. Он не забудет, что разница между доходами стала астрономической: несмотря на общее повышение на 10% в 2000 году, средняя зарплата составляет приблизительно 4,5 тыс. франков.
Сокращая размеры налогов, правительство стремилось таким образом привлечь в реальную экономику ?черные? деньги, поскольку уклонение от уплаты налогов превратилось в норму. Вместе с тем, многие налогоплательщики все еще опасаются того, что снижение налогов лишь временная мера, что, несмотря на заявления 2001 года, в будущем году следует ожидать повышения ставки налогов.
В этот вторник, в ходе заседания представителей налоговых органов всех регионов, Владимир Путин решил успокоить граждан, пообещав, что 13-процентный налог - ?на долгие годы?. Без стабильности и предсказуемости налоговой политики, невозможно привлечь новые инвестиции?.
Другой целью налоговой реформы является борьба с уклонением от уплаты налогов предприятиями путем введения упрощенной системы налогообложения, что позволит, таким образом, привлечь дополнительные инвестиции в национальную экономику. Соблюдение закона вместо искреннего выполнения гражданского долга?
Вновь увеличивается доля частной собственности
2001 год станет испытательным для этой новой реформы, столь необходимой для восстановления России. Эта реформа должна затронуть и энергетическую сферу. Она срочно необходима: бесчисленные ничем не оправданные отключения подачи электроэнергии ежедневно подтверждают необходимость реформирования РАО ЕЭС, этой массы предприятий, принадлежащих местным баронам или лобби, которых объединяет лишь алчность, с которой они стремятся разделить между собой имущество, принадлежащее государству.
К числу едва лишь начавшихся реформ можно отнести и мифическую реформу собственности (или, вернее, ?не собственности??) на землю. На протяжении девяти лет она походила то на Арлезианскую деву, то на Лохнесское чудовище, по причине острых, четко сформулированных противоположных точек зрения. Причем мнение аграриев (все еще объединенных в кооперативы или колхозы), и коммунистов звучит достаточно убедительно.
Дело в том, что доля частной собственности вновь увеличивается: в период с 1998 по 1999 год она сократилась на 400 тысяч га. К 1 января 2000 года она составляла лишь 7,6% национальной территории, включая юго-западные ?европейские?, с точки зрения приватизации, регионы.
Между тем, 25 января Дума приняла законопроект, первый с момента распада Советского Союза, которым она узаконила частную собственность на землю, за исключением сельскохозяйственных земель. Это решение в действительности направлено на то, чтобы заполнить вакуум в отсутствии Земельного кодекса. Вместе с тем, это исторический закон, потому что он означает вступление в силу 17 статьи Гражданского кодекса, регулирующего вопросы собственности, статьи, отмененной в 1994 году, когда в Думе доминировали коммунисты.
Чтобы убедиться в насущности реформ, достаточно вспомнить о том, что иностранный инвестор никогда не мог приобрести в собственность землю, включая земельный участок под офис. Подобное препятствие, несомненно, обескураживало западных бизнесменов. В такой же степени, как и крайне запутанный налоговый кодекс.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях