Статьи по дате

The Observer | 15 февраля 2001 г.

Россия поворачивается спиной к подрастающему СПИД-поколению

Амелия Джентльмен

Проституция и наркомания являются основными причинами резкого роста заболеваемости СПИДом, но чиновники и жертвы не хотят этого замечать.

Молодой вич-инфицированный петербуржец Саша утверждает, что чеченские наркоторговцы смешивают истертые в порошок кости людей, умерших от СПИДа, с героином, чтобы распространять вирус по России, подрывая здоровье нации.

По его словам именно это является причиной стремительного распространения вич-инфекции в городе, и именно так по его собственному мнению заразился он сам. А может быть он подцепил СПИД, когда одолжил у приятеля иглу. "Большинство из них уже заразились. Я знаю около 40 человек, которые за последние месяцы получили положительный результат анализов. Теперь этого уже невозможно избежать", - сказал он.

Он ждет результатов анализов в холодном углу главной городской больницы для больных СПИДом и бодрится. "Как только я избавлюсь от зависимости от героина, я вернусь в колледж и найду работу в лесной промышленности, чтобы можно было работать на свежем воздухе", - говорит он.

С точки зрения доктора его перспективы менее радужны. "Через несколько лет, когда он заболеет СПИДом, ни у него, ни у правительства не будет средств на лекарства, и он умрет", - говорит она.

В Санкт-Петербурге зреют семена катастрофы, на которые не обращают внимания ни местные, ни федеральные власти. В последние два года в России наблюдается самая быстрая скорость распространения вич-инфекции, разразившийся здесь кризис усугубляется быстрее, чем в Африке. Северная столица России охвачена жесточайшей инфекцией, здесь скорость ее распространения выше, чем в любом другом городе федерации. Два года назад в Санкт-Петербурге было зарегистрировано не больше 200 случаев заболевания. В январе прошлого года местных докторов встревожил неожиданный взлет количества больных. А год спустя здесь уже 7000 заразившихся, и каждый месяц к ним прибавляется еще 1200.

Правительство не торопится решать эту проблему. В результате в группе риска, к которой относится молодежь от 17 до 23 лет, знания о том, что представляет собой эта болезнь, остаются на очень примитивном уровне. Нет точного представления о том, как передается вич-инфекция, многие верят в теорию о костном порошке.

Специалисты могут предсказать дальнейшее развитие ситуации. За последний год болезнь распространится от наркоманов , проституток и гомосексуалистов на остальную часть общества, трагические цифры будут расти еще быстрее. "Только тогда местные власти обратят внимание на эту проблему", - говорит Владимир Мусатов, врач, сотрудник независимой организации "Врачи мира", одной из тех, кто пытается бороться с эпидемией.

Шесть дней в неделю поздно вечером он садится на автобус, путешествующий по основным местам работы проституток и застроенным многоэтажками окраинам, где наблюдается особое распространение наркотиков. В автобусе находятся чистые шприцы, оборудование для анализа и брошюры, содержащие информацию о страшной болезни. Даже когда температура падает до минус 22 градусов, люди стоят в очереди в снегу, чтобы поговорить с находящимся в автобусе доктором.

Двадцатичетырехлетняя Света прервала свою пятичасовую вахту, за которую она получает примерно 400 рублей, чтобы взять новые иглы. "Я очень боюсь этой болезни, - говорит эта девушка, выглядящая старой и измотанной под жизнерадостными слоями косметики. - Несколько лет назад мы практически не знали, что такое СПИД, а сейчас у каждого есть знакомый, который уже заразился".

В Санкт-Петербурге существует проблема героина. Около четырех лет назад город перестал быть просто транзитным пунктом на маршруте между Средней Азией и Западной Европой и превратился в важный самостоятельный рынок. Появилось огромное количество дешевого героина, примерно 70 рублей за укол, потребление наркотиков среди молодого населения выросло в десять раз.

Примерно 98% больных заразились при внутривенном вкалывании наркотиков. Но 70 человек, приходящие каждый вечер к автобусу - лишь крошечная часть 100 000 колящихся наркоманов города. "Правительство должно провести серию кампаний против проституции и наркомании для детей и широкой общественности, - говорит Мусатов. - Рассчитываю ли я на то, что они будут это делать? Нет."

Врожденное отвращение к наркомании среди советского поколения позволяет некоторым чиновникам предполагать, что заразившиеся должны винить в этом только самих себя. "Мы хотим видеть реальное желание политической элиты бороться с эпидемией, но правительство гораздо лучше умеет скрывать проблемы, чем их решать", - считает Александр Цханкович, директор программы "Врачи мира".

Глава правительственного центра по борьбе со СПИДом Вадим Покровский говорит: "Многие чиновники не верят, что у нас существует проблема СПИДа". Эта уверенность подтверждается активно распространяемыми статистическими данными о том, что в настоящее время в России существует всего 125 больных, и всего 780 человек погибло от этой болезни.

Реально на территории страны зарегистрировано 86 000 вич-инфицированных. Чиновники считают, что эта цифра завышена в пять раз. Покровский уверен, что к концу года количество вич-инфицированных россиян достигнет миллиона, а к 2005 г. - четырех миллионов. Если учесть, что постоянно сокращающаяся численность населения России равна 145 миллионам, это тревожная цифра.

Покровский хочет, чтобы правительство создало единый координационный орган по борьбе со СПИДом, во главе которого стояли бы члены влиятельного Совета Безопасности. Однако он не верит в то, что такое может произойти. "В прошлом году правительство дало нам всего $2 млн на лекарства, проведение информационных кампаний и тестирование. В этом году мы получили столько же. Чтобы работать эффективно, нам нужно по меньшей мере $100 млн".

Доктора единственного в России роддома для вич-инфицированных, расположенного на окраине Санкт-Петербурга, занимаются беременными матерями, стараясь сократить риск передачи болезни новорожденным детям. В чистой палате лежат брошенные вич-инфицированные дети. До 1997 г. в России родилось всего 20 больных детей; потом появилось еще 1147. Матери большинства из них употребляли наркотики. Будущее этих детей не выглядит светлым.

Самое эффективное западное лечение стоит примерно $800 в месяц на одного пациента - сколько это может стоить в России пока неизвестно - доктора знают, что у них не будет возможности лечить этих детей, когда они заболеют.

Источник: The Observer


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru