The New York Times | 15 февраля 2008 г.
Президент Путин говорит о своем будущем в качестве премьера
К. Дж. Чиверс
В последние недели своего восьмилетнего правления, благодаря которому он закрепил за собой место самого популярного политика страны, президент Владимир Путин сказал в четверг, что намеревается пользоваться в Кремле значительной и долговременной властью после того, как в марте сложит с себя полномочия и станет премьер-министром России.
В своем энергичном и уверенном публичном выступлении Путин обрисовал целый ряд принятых Россией политических решений, от которых она не отступает, язвительно высказался о своих критиках на международной арене и бросил вызов Вашингтону, отказавшись взять назад угрозу нацелить стратегические ракеты на Чехию, Польшу и Украину.
Он сказал, что Кремль вынудили укрепить оборонительные силы, вооруженные ядерным оружием, поскольку НАТО обхаживает Украину, а США разрабатывают систему противоракетной обороны для размещения в Европе. Путин отметил, что России придется перенацелить свои ракеты на объекты, которые, по ее мнению, представляют угрозу для национальной безопасности страны. Он добавил, что должен говорить об этом прямо и честно, чтобы не было попыток переложить ответственность за такое развитие событий на тех, кого винить не следует.
Путин провел на публике более четырех часов; то была, согласно анонсам Кремля, его последняя пресс-конференция в качестве президента. Согласно российской конституции, он не может баллотироваться на третий срок подряд, и 2 марта посредством всеобщих выборов будет избран новый президент.
Но это мероприятие ничем не напоминало "последнюю гастроль", и почти ничто не свидетельствовало, что Путин уступает другому человеку свое положение российского лидера, не имеющего соперников.
Он подтвердил, что намеревается стать премьер-министром и возглавить правительство при своем наиболее вероятном преемнике, которого отобрал сам, - Дмитрии Медведеве. Он также намекнул, что Медведев продолжит курс, намеченный самим Путиным.
Путин отметил, что президент - это гарант конституции, определяющий основные направления внутренней и внешней политики, но высшая исполнительная власть в стране - это правительство РФ, возглавляемое премьер-министром.
Позднее он добавил, что планирует оставаться на посту премьера до окончания президентского срока Медведева, а возможно, и еще дольше. Путин сообщил, что сформулировал задачи для развития России с 2010 по 2020 год, причем его судьба складывается таким образом, что у него есть возможность напрямую участвовать в достижении этих целей.
Пресс-конференция также выявила, насколько Путин продолжает затмевать собой Медведева.
Хотя официальная президентская избирательная кампания в России уже перевалила за свою половину (она длится один месяц), почти не видать ни соревнования идей, ни вовлеченности общества в избрание нового президента. А Путин из виду не скрывается.
На прошлой неделе он изложил российским законодателям свои планы развития страны вплоть до 2020 года. В четверг пригрозил обострить спор с Европой и США из-за будущего Косово, которое, как ожидается, на следующей неделе с одобрения Запада провозгласит свою независимость.
Россия поддерживает своего традиционного союзника - Сербию - и выступает против независимости Косово. Она пригрозила опротестовать этот шаг в Совете Безопасности ООН и, возможно, признать сепаратистские регионы в Молдове и Грузии, которые поддерживает.
Путин заявил, что российская сторона все время слышит, что Косово - случай особый, но, по его мнению, это сплошная ложь: особого случая нет, и все это отлично понимают.
Пресс-конференция, проходившая в форме вопросов и ответов, была ежегодным мероприятием, на котором Путин часто демонстрировал, что комфортно чувствует себя у власти и владеет нюансами государственного управления.
Аудитория представляла собой пеструю смесь из российских репортеров, многие из которых открыто хвалили российского президента, и иностранных журналистов; несколько последних дотошно допрашивали Путина о политических решениях, которые встревожили западные правительства и подорвали его репутацию за границей.
Путин разнеженно радовался комплиментам и, по-видимому, упивался критикой - давал на нее отпор в форме пространных категоричных ответов, а иногда в форме оскорбительных насмешек.
Когда его попросили прокомментировать решение основных международных организаций, занимающихся мониторингом выборов, не посылать наблюдателей на президентские выборы, Путин высказался презрительно.
Наблюдатели ОБСЕ, о которых идет речь, обычно находили, что выборы в постсоветских автократиях, в том числе России, сопряжены с подтасовками. Наблюдатели также заявили, что Россия в одностороннем порядке выдвинула условия, которые не позволяют в полной мере оценить текущую избирательную кампанию и выборы.
Путин сказал, что данную организацию следует полностью реформировать, и предположил, что наблюдатели намереваются научить Россию демократии.
Он заявил, что пусть они лучше учат своих жен варить shchi (популярный в России суп из капусты).
В той же манере Путин отмел высказывание сенатора Хиллари Родхэм Клинтон, которая сказала, что у Путина "нет души", так как он бывший офицер КГБ.
Путин сказал, что у государственного деятеля должна быть, как минимум, голова.
Путин также дал волю досаде, когда его спросили о сообщениях западных газет, гласящих, что благодаря служебному полномочию он нажил колоссальное личное состояние. По его выражению, эти журналисты выковыряли подобные слухи из носа и размазали по своим газетам.
На пресс-конференции подобные моменты, когда атмосфера иногда накалялась, перемежались другими, когда Путин, отвечая на вопросы благоговеющих российских журналистов, чувствовал себя непринужденно и сталкивался с публичными изъявлениями преданности.
Одна молодая женщина отметила, что пресс-конференция проводится в Валентинов день, и спросила, получил ли Путин от кого-либо подарок.
Он сказал, что был занят утренней разминкой в спортзале и подготовкой к пресс-конференции и пока не получил никаких подарков. Журналистка просияла и сказала, что хочет подарить ему валентинку, и он предложил ей передать открытку ему по рядам.
Был также момент, когда французский журналист спросил Путина, считает ли он официальные результаты декабрьских парламентских выборов, зарегистрированные в Чечне, правдоподобными. По данным Центральной избирательной комиссии, явка на избирательные участки в Чечне составила 99%, причем 99% избирателей проголосовали за "Единую Россию" - партию, возглавляемую Путиным.
Чечня пыталась отделиться от России в начале 1990-х и вела длительную повстанческую войну, за которую была сурово наказана. Результаты прошлых выборов там были открыто сфальсифицированы, а самые свежие результаты были восприняты на Западе и среди российских критиков Путина как беспардонно-поддельные.
Путин с уверенным видом попросил журналиста, представляющего некое государственное СМИ из Чечни, ответить на этот вопрос. "Это абсолютно реальные цифры, - сказал журналист. - Лично все мои знакомые, в том числе и я, голосовали за "Единую Россию".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях