The Guardian | 15 февраля 2011 г.
При контактах с Россией Британия должна лавировать между двумя крайностями
Джулиан Гловер
Все надежды, что Россия превратится в страну, где народ и правители похожи на британских, улетучились, полагает обозреватель The Guardian Джулиан Гловер. Одной из примет он считает попытку отказать в визе журналисту Люку Гардингу. На переговорах с Сергеем Лавровым Хейг и Кэмерон "имеют дело с государством, у которого нет перспективы превратиться в реальную демократию. Им не следует закрывать глаза на тот факт, что Россия вернулась в состояние управляемой авторитарной жестокости", говорится в статье. Автор приводит слова британского посланника XVI века Джорджа Тёрбервилля, который писал, что русские - "народ более чем грубый, к мерзким порокам склонный... на столь дикой почве, где законы не имеют силы, но все зависит от короля, который волей своей спасает или казнит". "Ныне король - Путин?" - вопрошает автор.
Запад оказался перед дилеммой, полагает автор. "Наш долг - осуждать происходящее в России и сотрудничать с теми, кто пытается сопротивляться", - пишет Гловер, положительно оценивая политику Дэвида Милибэнда на посту министра иностранных дел. "В результате в отношениях наступило охлаждение, хотя в Лондон и нахлынул поток российских олигархов", - замечает автор.
Но, по мнению Гловера, нынешний британский кабинет настроен на примирение с Россией. Правда, "Британия пока не последовала примеру корыстного самоуничижения Германии, Италии и Франции - нравственного упадка, позорной кульминацией которого стала работа Герхарда Шрёдера в российской нефтегазовой промышленности. Если политики внушают себе, что Россия способна лишь повторять стереотипы о репрессивном режиме, следующий шаг - компромисс. Зачем призывать к свободе, если народ ее не желает", - замечает автор.
Со своей стороны, россияне - даже те, кто ненавидит Путина - не желают выслушивать нотации Запада. Отмена визита Лаврова в Лондон из-за случая с Гардингом возымела бы минимальный эффект, указывает автор.
В этой ситуации британское правительство вынуждено идти по узкой и трудной дороге, считает автор. "У нас нет рычагов влияния на Россию. Нам нужны ее деньги. Но нам следует стыдиться направления, в котором нас влечет эта необходимость". По мнению Гловера, шанс на "превращение Красной площади в площадь Тахрир" упущен, российский народ "безмолвствует". "Это их прерогатива. А наша - упорно оставаться на стороне прогресса, пусть неуклюже балансируя между пассивностью и провокацией", - заключает обозреватель.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях