Time | 15 февраля 2012 г.
Неужели мы уже закладываем основы следующего финансового кризиса?
Майкл Сайви
Судя по некоторым признакам, финансовые спекуляции возобновились, предостерегает обозреватель американского журнала Time, финансовый аналитик Майкл Сайви. "Это опасные приметы проблемы, которая часто возникает, когда центробанки пытаются укрепить слабую экономику", - поясняет он.
В краткосрочном плане полезно увеличивать массу денег, находящихся в обращении: это стимул деловой активности, способ дать передышку заемщикам и банкам. "Но легкие деньги также поощряют рискованные решения и временно наращивают цену надежных инвестиций до неподъемного уровня. Тем самым создаются потенциальные предпосылки будущих финансовых кризисов", - говорится в статье.
В последний раз эта проблема возникла после обвала акций доткомов в 2000 году. Последствия были катастрофические, считает автор. Глава Федеральной резервной системы США Гринспен неоднократно увеличивал денежную массу. Экономика США воспряла, но в итоге рынок недвижимости перегрелся, что стало одной из главных причин банковского кризиса 2008 года.
А что если нынешний председатель ФРС Бен Бернанке совершает ту же ошибку - создает риск "пузырей" в будущем, пытаясь устранить последствия предыдущего? Бернанке заявил, что до 2014 года будет держать почти нулевые учетные ставки. Это вселит уверенность в спекулянтов, предостерегает автор.
По оценкам Сайви, самый большой "пузырь" сейчас надувается в сфере гособлигаций США, поскольку, "когда ФРС удерживает учетные ставки на низком уровне, курс облигаций растет". После возвращения учетных ставок на нормальный уровень курс облигаций обвалится, пророчит автор.
Политика ЕЦБ тоже опасна, считает автор. ЕЦБ предлагает банкам дешевые займы, а банки играют на разнице между ставкой ЕЦБ и высокой доходностью облигаций стран, переживающих кризис. Тем самым банки становятся уязвимее к бедам еврозоны.
Все это еще не предвещает кризиса в ближайшие месяцы или несколько лет. Но инвесторам следует проявлять осмотрительность, призывает специалист.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях