InoPressa: тема дня | 15 февраля 2013 г.
Встреча министров финансов G20 в Москве под флагом "валютных войн"
Обзор прессы
Организаторы встречи министров финансов и глав центробанков стран G20 в Москве хотели бы сделать главными темами сокращение госдолгов, регулирование финансовых рынков и роль России в МВФ, однако у всех на устах одно - "валютная война". Политика придания более гибкого курса национальным валютам беспокоит Париж и Берлин, азиатские страны выдвигают на обсуждение вопросы притока капитала, Мексика предлагает свои рецепты.
"Валютные войны пугают страны G20" - так озаглавил свой комментарий в Le Figaro Фабрис Ноде-Ланглуа. В пятницу и субботу в Москве пройдет встреча министров финансов и глав центробанков 20 самых богатых стран мира, сообщает корреспондент, при этом структурные реформы и финансовое регулирование рискуют оказаться на втором плане, уступив место проблеме снижения котировок национальных валют. Что бы ни говорили участники, которых в пятницу примет российский президент Владимир Путин и которые будут заседать в Москве вплоть до субботы, "валютные войны" способны выйти на авансцену в ущерб другим досье.
Причиной беспокойства в мире по поводу попыток девальваций валют и "валютных войн" стало снижение курса японской иены почти на 20% по отношению к доллару начиная с октября прошлого года, говорится в статье. Токио, подписавший коммюнике G7, счел возможным осуществить сброс ликвидности ради оживления своей экономики. "Меры, направленные на стимулирование спроса и внутренней конкуренции путем снижения курса национальных валют, могут послужить лишь временным стимулом", - уверен вице-президент российского Центробанка Алексей Улюкаев.
Валютная война и дебаты по продолжению структурных реформ могут сделать московскую встречу оживленнее, чем ожидалось, замечает корреспондент.
На самом деле замминистра финансов РФ Сергей Сторчак - один из организаторов встречи в Москве - хотел сделать центральной темой саммита сокращение долгов, регулирование финансовых рынков и роль России в МВФ, однако вместо этого у всех на устах и в заголовках газет лишь одно выражение - "валютная война", пишет немецкое деловое издание Manager magazin. Началось с того, что зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев обвинил Токио в намеренном снижении курса национальной валюты: как заявил Улюкаев в преддверии саммита "финансовой двадцатки", "возникают соблазны торгового протекционизма, валютных войн - искусственного занижения курсов национальных валют".
Масла в огонь подлил коллега Сторчака по министерству Алексей Моисеев, сравнивший регулирование валютного курса с лечением тяжелой болезни болеутоляющим. "Во-первых, это не поможет, а во-вторых, боль все равно вернется", - передает его слова издание.
Еще большие опасения по поводу завышенного курса имеются у европейских экономистов. Завышенная стоимость евро представляет собой потенциальный риск для конъюнктуры и стабильности денег. "Высокий курс европейской валюты может продлить рецессию в странах Южной Европы", - заявил сотрудник Германской торгово-промышленной палаты Шуманн.
Именно поэтому - учитывая большие риски при подобных манипуляциях - министры финансов и главы центробанков стран G7 еще до встречи G20 решили "сплотить ряды" и объявить войну тотальному снижению курсов. В валютной войне, как подчеркивает издание, будут одни проигравшие.
А вот кому подобные колебания действительно на руку, так это спекулянтам, продолжает издание. В настоящее время покупка евро и продажа иены является излюбленным делом финансистов вроде Джорджа Сороса. Как сообщает The Wall Street Journal, Сорос заработал благодаря недавним событиям на валютном рынке порядка миллиарда долларов - примерно столько же, сколько выиграл в 1990-х годах на колебаниях британской валюты.
"Валютные войны", в которых схлестнулись печатающие деньги центробанки и развивающиеся рынки, станут самым важным из обсуждаемых в Москве вопросов, пишет Мэри Анастасия О?Грэди в The Wall Street Journal.
Легкие деньги из развитых стран поддерживают функционирование мировой экономики, полагает глава мексиканского ЦБ Агустин Карстенс, у которого журналистка взяла интервью. Мексике также они идут на пользу, сказал он. "Но, подобно своему святому тезке Августину, молившему Бога о том, чтобы он избавил его от похоти, но не сейчас, Карстенс, кажется, понимает, что грядет день расплаты", - пишет О?Грэдис.
В какой-то момент кредитно-денежные и финансовые ограничения станут необходимы. Страны, получившие значительный приток капитала, из-за чего образовались "финансовые мыльные пузыри", должны готовиться к худшему, говорит Карстенс.
Он выступает за новые международные правила, делающие возможной политику, которой давно сопротивлялись сторонники неконтролируемого рынка, в том числе он приветствует контроль за движением капитала. Однако поддержка "большой двадцаткой" использования подобных правил должна включать четкие процедуры и "лучшие практики", подчеркнул эксперт.
"Азия поднимет вопрос о финансовых потоках на встрече G20", - пишет в другом материале The Wall Street Journal Наташа Бреретон-Фукуи. "Финансовые руководители из крупных азиатских государств, когда они встретятся с коллегами в Москве в пятницу и субботу в рамках саммита G20, будут ждать от промышленно-развитых государств гарантий того, что их страны смогут избежать дополнительных долговых шоков", - говорится в статье.
Азиатские экономики "двадцатки" стали важной опорой для индустриализированных государств во время мирового спада, но они не могут вечно нести лидерство. Страны Азии также расстроены мерами, которые проводили индустриализированные государства, выводя свои экономики из кризиса. Скупка облигаций центробанками привела к падению мировых процентных ставок, направив потоки капитала на развивающиеся рынки. Это, в свою очередь, привело к росту цен на местные активы, и азиатские государства были вынуждены принять меры во избежание перегрева, пишет автор.
Еще одна тема встречи "финансовой двадцатки" в Москве - проблема ветхой инфраструктуры, которая давно препятствует экономическому росту развивающихся рынков, пишет тот же автор The Wall Street Journal. "Россия объявила инвестиционное финансирование приоритетной темой консультаций. Инициатива заостряет внимание на том, что небогатым странам нелегко изыскать средства на строительство дорог, мостов и другой базовой инфраструктуры, столь важной для развития", - говорится в статье.
Богатые страны тоже заинтересованы в устранении этой проблемы, считает автор: "они все больше зависят от спроса на развивающихся рынках, а инвестиции в их собственные экономики снижаются".
По оценкам Всемирного банка, инвестиции в инфраструктуру в развивающихся рынках следует увеличить на 1 трлн долларов в год (на данный момент они составляют от 800 до 900 млрд).
Развивающиеся рынки - важная опора промышленно-развитых стран в условиях глобальной рецессии. Но сегодня некоторые из развивающихся рынков все громче заявляют, что не смогут вечно служить "локомотивом" роста, говорится в статье. Вдобавок развивающимся рынкам не нравятся меры, предпринимаемые промышленно-развитыми странами: снижение учетных ставок провоцирует приток наличности на развивающиеся рынки.
В нынешней ситуации многим странам приходится надеяться, что инфраструктуру профинансирует частный сектор. "Но частные компании часто чураются крупных дорогостоящих проектов в странах, где политическая обстановка и деятельность регуляторов нестабильны", - пишет журналистка. По словам экономистов, G20 способна снизить риски для частных инвесторов: поощрить банки к выдаче кредитов на инфраструктуру, консультировать участников сделок, стимулировать страховки и гарантии кредиторам.
Сегодня министры финансов стран G20 слышат отовсюду только дурные новости, полагает The Financial Times, советуя в редакционной статье лучше задуматься, как всем вместе вылезти из ямы. "Помехи росту - не тайна. Они связаны с самоедской политикой "затягивания поясов" даже в странах, которые могут без нее обойтись, а также с тем фактом, что лидеры США и Европы нагнетают загадочность вокруг своих следующих шагов", - говорится в статье.
Экономики, которые имеют сравнительный "фискальный простор" или хорошее положение на рынках бондов, могут ослабить пояса, рекомендует FT. Опасно давить на рынки своего экспорта.
Авторы статьи видят плюсы даже в валютной войне: если девальвацию проведут все, "мир приблизится к монетарному стимулированию, которое должно компенсировать чрезмерно пылкие работы с бюджетом".
Газета также заявляет: "Снижение инвестиций в бизнес вряд ли прекратится, если политики не укажут частному сектору четкое направление движения".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях