The New York Times | 15 января 2003 г.
Буш продолжает угрожать Хусейну, но не называет никаких конкретных сроков
Серж Шмеманн
Вчера президент Буш сказал, что у Саддама Хусейна остается все меньше времени для того, чтобы разоружиться добровольно и избежать войны с США. Однако президент не назвал никакой конкретной даты. Союзники Вашингтона настаивают, что любую военную операцию должна утверждать ООН.
"Мне до смерти надоели игры и обманы. Вот что я думаю о графиках, - сказал Буш перед встречей с президентом Польши Александром Квасневски. - Члены ООН единодушны. Ему дали одиннадцать лет на то, чтобы разоружиться. Мы дали ему последний шанс".
27 января военные инспекторы ООН должны рассказать в Совете Безопасности о результатах первых 60 дней поисков химического, биологического и ядерного оружия в Ираке.
На прошлой неделе главный инспектор Ханс Бликс и Мухаммед аль-Барадей, сообщили Совету Безопасности, что им не удалось найти неопровержимые доказательства существования таких программ, но что в предоставленных Ираком документах нет ответов на ключевые вопросы.
Ранее администрация Буша говорила, что доклад 27 января станет началом заключительной фазы, в ходе которой будет принято решение о том, следует ли начинать военную операцию.
Однако в понедельник пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер сказал, что у Буша нет "точного расписания" войны. Вчера Ричард Баучер, пресс-секретарь Госдепартамента, сказал, что 27 января - "очень важная дата", но "не конец работы инспекций".
США продолжают наращивать свои силы в районе Персидского залива. В выходные Буш санкционировал пересылку еще 62 тысяч военослужащих. 50 тысяч солдат уже переброшены к границам Ирака, 25 тысяч находятся в пути.
В то время как администрация Буша усиливает давление на Хусейна, европейские правительства настаивают на том, что любые военные действия должны получать санкцию Совета Безопасности.
Вашингтон предположил, что факт нарушения Ираком последней резолюции, номер 1441, может послужить достаточным основанием для атаки. Эта резолюция была утверждена 8 ноября. В ней говорится, что если Ирак предоставит ложную информацию о своем оружии массового поражения или не будет сотрудничать с военными инспекторами ООН, его ожидают "серьезные последствия".
Вчера генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сказал, что в резолюции 1441 говорится о том, что, если Ирак нарушит ее условия, Совет Безопасности будет принимать еще одну резолюцию. На вопрос журналистов о том, одобрит ли он сам военную операцию в том случае, если Ирак не будет выполнять требования ООН, Аннан ответил: "Пока этого не произошло, а потому мне не хочется об этом говорить. Совет Безопасности тоже пока не говорит о войне".
Аннан выразил надежду на то, что войны удастся избежать, "если давление на руководство Ирака будет постоянным, если инспекторы будут продолжать работать так же интенсивно, как они работают в настоящий момент". Он сказал, что говорил со многими лидерами региона и просил их призвать президента Саддама разоружиться.
Вчера канцлер Германии Герхард Шредер, приехавший во Францию, чтобы встретиться с президентом Жаком Шираком, еще раз заявил, что, если военная операция все-таки начнется, Германия не будет принимать в ней участия.
Ранее Ширак не говорил, что Франция не будет участвовать в войне, но вчера президент Франции сказал, что Франция и Германия стоят на общих позициях по вопросу об Ираке.
Премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен заявил: "Если пойдет речь о применении силы, нам придется принять во внимание не только резолюцию 1441. Мы считаем, что мнение ООН и Совет Безопасности играют очень важную роль при рассмотрении вопросов, касающихся международного права".
Даже Великобритания, которая ранее твердо стояла на стороне США, предположила, что 27 января вопрос о начале военной операции не будет решен и что следует принимать еще одну резолюцию. Министр иностранных дел Джек Стро сказал, что у правительства страны есть два "приоритета".
"Во-первых, мы хотим, чтобы Совет Безопасности принял еще одну резолюцию, - сказал он. - Во-вторых, если возникнет необходимость применения силы, мы хотим, чтобы палата общин проголосовала по этому вопросу прежде, чем начнется операция".
Опросы общественного мнения показывают, что лишь 13% жителей Великобритании выступают за военную операцию, в которой принимали бы участие только США и Великобритания. 53% поддержат военную операцию в том случае, если она будет санкционирована ООН.
Вашингтон требует, чтобы военные инспектора вывезли иракских ученых и инженеров за пределы Ирака, чтобы те могли дать показания, не опасаясь возмездия. Бликс и аль-Барадей подчеркнули, что они не могут вывозить людей силой.
Бликс, главный инспектор ООН, и аль-Барадей, директор Международного агентства по атомной энергии, не участвуют в дискуссиях о военной операции. Они сказали, что это политическое решение должен принимать Совет Безопасности, но подчеркнули, что им нужно больше времени на завершение инспекций. На следующей неделе Бликс и аль-Барадей прибудут в Ирак.
Вчера аль-Барадей посетил в Москву, чтобы провести переговоры с правительством России. "Очень важно добиться того, чтобы Ирак полностью сотрудничал с нами, - заявил он. - Это даст нам возможность сделать выводы до 17 января, когда мы представим свой доклад в Совете Безопасности".
Ирак утверждает, что в его докладе, переданном в ООН в декабре, есть ответы на все вопросы о программах по разработке оружия массового уничтожения. На прошлой неделе Бликс и аль-Барадей сказали, что в этом докладе очень мало новой информации.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях