Статьи по дате

Le Figaro | 15 января 2007 г.

Сможет ли Буш достичь успеха на Среднем Востоке?

Александр Адлер

В начале 2007 года вряд ли найдутся желающие сделать ставку на успех Джорджа Буша на Среднем Востоке. Но, как любой обвиняемый, он имеет право на защиту. Я попытаюсь показать, как Америка может в последний момент выбраться из трясины, в которой она увязла. Прежде чем углубляться в детали, надо учесть два противоречащих друг другу обстоятельства. Во-первых, заявленная цель превратить Ирак в демократическую витрину Среднего Востока во всех отношениях была бессмысленна. Во-вторых, вспыхнувший суннитско-шиитский конфликт в Ираке сам по себе не свидетельствует о поражении ни Соединенных Штатов, ни даже Джорджа Буша. Никто не ожидал, что гражданская война с религиозной подоплекой будет столь масштабна и жестока, и мало кто в регионе действительно желал ее. Речь идет не о заговоре, а о процессе, который не устраивает ни экстремистов, ни умеренных, ни в Ираке, ни в Саудовской Аравии.

Учитывая эти два предварительных условия, можно предположить, как Америка может еще выбраться из сетей, в которых все больше запутывается ее политика в этом регионе. По всей видимости, у Америки осталась только одна карта в этой игре, но карта сильная - шиитское правительство в Багдаде. На самом деле, дальнейшее пребывание этого правительства у власти зависит от американского военного присутствия в Багдаде. При отсутствии американского фактора гражданская война может превратиться в кровавую бойню при суннитах, привыкших единолично представлять военную и полицейскую элиту страны. Несмотря на очевидное численное преимущество, шииты могут быть повержены, и кровавая бойня усилится. Такая ситуация не выгодна никому из соседей Ирака.

Иран, который будет вынужден в таком случае пойти на военное вмешательство, чтобы помочь подвергающимся опасности иракским шиитам, лишится последних симпатий, которые терпеливо пестует арабский мир по причине жесткой позиции Тегерана в ядерном вопросе, столь радующей противников Америки. Хуже того, велика вероятность, что вторгшаяся иранская армия увязнет в Ираке еще сильнее, чем американская армия сегодня, а это спровоцирует изоляцию и бессрочное ослабление тегеранского режима. Само собой разумеется, что Турция, стремящаяся стать частью Европы, ни на секунду не может допустить чего-то большего, чем полицейские операции на иракской территории, строго ограниченные во времени и пространстве. Даже если Сирия активно поддержит суннитский джихад в Ираке - главным образом, чтобы гарантировать безопасность перед лицом своих собственных суннитских исламистов - очевидно, что возникновение на ее восточных границах суннитского фундаменталистского квазигосударства приведет исключительно к драматическому усилению партии сунитов-фундаменталистов в Дамаске. Что касается Саудовской Аравии, при прямом вторжении для поддержки иракских суннитов ее нынешний умеренный курс потерпит провал и радикально настроит против себя общественное мнение.

В этих условиях, как все это признают, ни одно государство региона не выступает против решения Джорджа Буша направить в очаг конфликта дополнительно 20 тыс. солдат. Настоящий и искренний протест выражает только американская общественность. Что же может сделать президент Буш, имея полномочиями, ограниченные условиями и не безграничные во времени? В лучшем случае, ему удастся сохранить единство иракского государства, завоевав тем самым признание двух явно выраженных сил, которые, как и он, заинтересованы в сохранении этого единства.

Первая и наиболее очевидная из этих сил - умеренный суннитский блок, группирующийся вокруг короля Саудовской Аравии, куда входят иорданская монархия, осиротевшие сторонники Харири в Ливане, "Фатх" в Палестине и, что самое главное, значимое меньшинство арабских суннитов в Ираке, принадлежащих к ханафитской школе и не желающих быть представленными на политической сцене наследниками Саддама Хусейна и приверженцами Усамы бен Ладена. Среди них и могущественное племя-клан шаммар, чье влияние сильно в трех крупных странах региона (Ираке, Сирии и Саудовской Аравии), и сам король Абдалла, и первый временный президент нового Ирака Гази аль-Явар. Все эти умеренные сунниты могли бы при наличии надежных гарантий смириться с новой курдской и шиитской гегемонией в Багдаде, лишь бы шиитские экстремисты Муктады ас-Садра и его головорезы были решительно взяты под контроль. Последнее время иранские умеренные силы, постепенно переходящие в политическое окружение буйного президента Ахмадинежада, молча соглашаются с разгромом людей ас-Садра, в Тегеране связанных только с шатким крайне правым крылом "Ходжатие".

Если, прибегая к насилию против самых ярых противников ради восстановления страны, американцы будут действовать не как одержимые миссионеры несуществующей демократии, а как честные представители долгосрочных интересов умеренных саудитов и иранцев, у них еще есть шанс уйти из Ирака с высоко поднятой головой. Хотелось бы тогда посмотреть на изумленное лицо пацифистски настроенных критиков, которые, вместе со спикером Нэнси Пелоси, считают, что Буш и Райс находятся уже в пределах досягаемости их томагавков.

Источник: Le Figaro


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru