Foreign Policy | 15 января 2014 г.
Запрет на разглашение: почему ООН цензурирует собственное освещение сирийского конфликта?
Колум Линч
На сайте финансируемого ООН новостного агентства IRIN представлены материалы о забытых гуманитарных кризисах: детский труд в Зимбабве, безработица на Шри-Ланке, столкновения на этнической почве в Южном Судане и в Центральноафриканской Республике. Вот только о сирийской гуманитарной катастрофе найти ничего не удастся. В ноябре Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) запретило корреспондентам агентства освещать гражданскую войну в Сирии, сообщает журналист Foreign Policy Колум Линч.
В электронном письме журналистам FP представительница УКГВ Аманда Питт намекнула на то, что в IRIN пришли к такому решению самостоятельно: "Я полагаю, что, поскольку сирийский кризис столь широко представлен во всех ведущих СМИ, IRIN хочет вернуться к своей основной деятельности - освещению неизвестных или забытых кризисов по всему миру".
Другие сотрудники управления на условиях анонимности, рассказали Линчу, что УКГВ могло заткнуть рот IRIN из опасений, что материалы агентства помешают непростым переговорам о получении доступа к нуждающимся в помощи сирийцам.
"Вот уже много месяцев ООН ведет ряд тайных дипломатических переговоров об окончании конфликта и предоставлении более широкого доступа гуманитарным работникам, - пишет Линч. - По словам дипломатов, деятельность IRIN ограничили во избежание того, чтобы неудобный материал ненароком не задел кого-нибудь из основных участников. Были опасения, что интересы свободной журналистики войдут в противоречие с "тихими" дипломатическим усилиями ООН".
Однако проблемы с редакционной независимостью IRIN не ограничиваются Сирией. В последнее время высокопоставленные сотрудники ООН блокировали публикацию материалов об острых проблемах на Шри-Ланке, в Турции и Ираке.
После окончания холодной войны ООН способствовала развитию журналистики по всему миру, спонсируя корреспондентов и открывая местные радиостанции и телеканалы в горячих точках, говорится в статье, однако нажим на IRIN подчеркивает актуальность более широкого взгляда на роль финансируемых ООН журналистов. Кто они - чиновники, отвечающие за связи с общественностью и продвижение ООН, или независимые репортеры, способные оспаривать позицию организации и поддерживаемых ею правительств?
Агентство IRIN (International Regional Information Networks agency) было основано в 1995 году в ответ на недостаточное освещение гуманитарных кризисов, ставшее очевидным после геноцида в Руанде, напоминает Линч. В 2008 году Джон Холмс, бывший в то время координатором чрезвычайной помощи ООН, заявил, что "IRIN не подлежит редакционному контролю представительств УКГВ в странах или регионах или других структур ООН". Однако с тех пор фортуна отвернулась от новостного агентства. Из-за сокращения бюджетных расходов число репортеров уменьшилось, редакционная политика стала менее независимой. Источники FP утверждают, что к концу года агентство и вовсе может быть закрыто.
Аманда Питт не скрывает, что УКГВ занимается переоценкой IRIN. "Первоначальная модель 1995 года отвечала поставленным задачам, однако сегодня мы живем в совершенно другом контексте новостной интернет-журналистики и социальных медиа, - приводит ее слова Foreign Policy. - Думаю, как только пересмотр будет закончен, будущее служб IRIN прояснится".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях