The Independent | 15 июля 2008 г.
Разоблачение: ресторанные сети присваивают ваши чаевые
Мартин Хикман, Саймон Асборн и Эндрю Грайс
Чтобы увеличить свои доходы, британские рестораны присваивают миллионы фунтов, полученных в качестве чаевых, показало журналистское расследование The Independent.
Ряд юридических уловок позволяет крупным компаниям вроде Strada, PizzaExpress и Carluccio's забирать себе кусок пирога ценой в 4 млрд фунтов - именно столько каждый год посетители оставляют на чай низкооплачиваемым официантам.
Сегодня наша газета начинает кампанию за улучшение положения британских официантов и официанток - в стране их 231 тыс. 845 человек - и за то, чтобы посетители знали, куда уходят их деньги, оставленные на чай.
Большинство людей, приходящих в рестораны, полагает, что чаевые или плата за обслуживание достается сотрудникам заведения в награду за хорошую работу. Однако наше расследование показало, что чаевые зачастую уходят в счет части обычной зарплаты или на покрытие издержек.
Среди практикуемых уловок The Independent выявила следующие:
- Carluccio's, Café Rouge, Chez Gerard, Strada и Café Uno платят своим сотрудникам меньше минимальной зарплаты и используют чаевые, чтобы свести баланс при оплате их труда.
- PizzaExpress забирает 8% чаевых, оставленных по кредитной карте.
- Сеть азиатских ресторанов Georgetown присваивает все 100% чаевых.
- Сотрудники одного из лондонских заведений не получают базовой зарплаты вовсе.
Вчера вечером поддержку кампании The Independent выразили члены парламента от всех партий, а также представители профсоюза Unite.
Стивен Бирс, инициировавший введение в стране минимального уровня зарплаты в бытность его министром торговли и промышленности, говорит: "Сейчас необходимы действия по обеспечению справедливости, чтобы посетители знали: когда они оставляют на чай за хорошее обслуживание, деньги достаются именно этому человеку, а не превращаются в дополнительный доход его нанимателя или владельца ресторана".
"Беспринципные владельцы ресторанов пользуются лазейками в законе. Мы должны ликвидировать эти лазейки, чтобы те, кто трудится изо всех сил, получали награду, которую желают им дать посетители".
Консерватор Питер Лафф, председатель Комитета по бизнесу и предпринимательству, признал, что в сфере обслуживания имеет место "эксплуатация" работников. "Никому нельзя платить меньше минимальной заработной платы. Законная зарплата человека не должна зависеть от подачек", - отмечает он.
Сара Тетер, пресс-секретарь Либерально-демократической партии по вопросам бизнеса и предпринимательства, добавляет: "Прекрасно, что The Independent привлекает внимание к столь важному вопросу, я всем сердцем поддерживаю данную кампанию".
В 2006 году британцы потратили на еду и напитки в ресторанах 37,6 млрд фунтов, сообщает Британская ассоциация предприятий сферы услуг. Если считать, что чаевые составляют 12%, то общий объем денег, получаемых обслугой, должен был достичь 4,7 млрд фунтов в год.
Однако рестораны используют прорехи в законе, чтобы прикарманить часть этих средств. Насколько известно, подобная практика активизировалась, поскольку клиенты стали все чаще использовать электронные платежи, а в 2006 году была введена система оплаты Chip and PIN. Одна из самых популярных лазеек содержится в законе о минимальной заработной плате. Рестораны научились платить сотрудникам меньше минимальной зарплаты (5 фунтов 52 пенса в час для людей в возрасте 22 лет и старше): они платят обслуживающему персоналу всего 3-4 фунта, а оставшееся покрывают за счет чаевых.
В нескольких местах, например в ресторане Tuttons в Ковент-Гардене, сотрудники вообще не получают зарплаты: их доходы целиком зависят от оставленных чаевых.
Ресторанные сети заставляют официантов выплачивать им сотни миллионов фунтов комиссионных за "управление" чаевыми. Некоторые вычитают из этих средств штрафы, если пострадало имущество ресторана или посетитель ушел не заплатив.
Официантка одного из лондонских ресторанов жалуется: "Некоторые из нас работают сразу в двух местах. Бывает, проводишь на ногах по 80 часов в неделю без выходных. А если ты зарабатываешь 5 фунтов в час и чаевые достаются менеджерам, то стимула хорошо обслуживать клиентов нет".
Корреспонденты The Independent изучили положение в 12 сетях, которым принадлежат 1,3 тыс. из 26,6 тыс. британских ресторанов. Ежегодный оборот этих заведений составляет почти 1 млрд фунтов. В их число входят наиболее значительные представители отрасли.
Вторая по величине компания, владеющая британскими ресторанами, - Tragus Group, которой принадлежат заведения под маркой Strada, Bella Italia, сеть французских бистро Café Rouge и бельгийских пивных ресторанов Belgo, - используют чаевые, чтобы покрыть разницу с минимальной зарплатой. Компания Paramount Restaurants также практикует это в своих заведениях Café Uno и Chez Gerrard.
Официанты японского ресторана Nobu в Лондоне утверждают, что не получают ничего из 150 фунтов, которые в каждых 1000 фунтах оплаты составляет плата за обслуживание, не видят они и 100 фунтов чаевых.
Крупнейший владелец закусочных Великобритании, фирма Gondola Holdings с ежегодным оборотом 228 млн фунтов вычитает 8% из чаевых официантов PizzaExpress. Официант PizzaExpress Набиль Гиргус, как полагают, был уволен за то, что обсуждал с журналистами данную практику. Компания утверждает, что ее действия справедливы. Британская ассоциация предприятий сферы услуг, представляющая интересы рестораторов, отрицает, что ее участники наживаются за счет сотрудников. Она обвиняет в происходящем Департамент внутренних налогов, который не дает четких указаний по этому вопросу. Заместитель главы ассоциации Мартин Кочмен говорит, что эти комиссионные - "законная" плата за работу с платой за обслуживание и чаевыми.
"Это совершенно легальный способ обеспечить минимальную зарплату", - утверждает он.
"Свидетельства в недавнем споре показывают, что в результате люди зарабатывают больше минимальной зарплаты. Это законно, и это явление возникло на основании трактовки закона Департаментом внутренних налогов, который долгое время не давал ответа вообще".
Кроме того, утверждают рестораторы, покрытие с помощью чаевых части (или всей) зарплаты стимулирует работников. "Зарплата наших сотрудников зависит от того, хорошо они работают или плохо", - объясняет Кумар Муталагаппан, основатель и владелец группы отелей и ресторанов Pearl.
А вот представители профсоюза Unite убеждены, что все чаевые должны доставаться сотрудникам. Лен Маккласки, ассистент генерального секретаря организации, говорит, что низкооплачиваемые работники заслуживают более справедливых чаевых. "Правительство должно сделать так, чтобы любой точно знал, куда пойдут его чаевые, - говорит Маккласки. - Клиенты хотят быть уверены, что их чаевые достанутся человеку, который старательно работает и обслуживает их".
The Independent призывает рестораны проводить справедливую и прозрачную политику при оплате труда сотрудников - и сообщать о своей политике в меню.
Кроме того, мы призываем правительство ликвидировать лазейку в законе о минимальной зарплате и обеспечить, чтобы наемные работники автоматически получали минимальную зарплату полностью.
Три простых шага к справедливости
Сегодня The Independent предлагает три простых шага к честному обращению с официантами и обращается к правительству с просьбой принять закон, который бы положил конец широко распространенной в британских ресторанах бесчестной практике присвоения чаевых.
1) Обязать все рестораны проводить честную, ясную и открытую политику по распределению платы за обслуживания и вознаграждений среди сотрудников.
2) Обязать все рестораны четко сообщать о своей политике по отношению к плате за обслуживание и вознаграждениям в меню.
3) Гарантировать всем официантам базовую зарплату, не уступающую минимальному уровню заработной платы, без учета чаевых.
Также по теме:
Жадные итальянцы: двое из трех не оставляют чаевые (La Repubblica)
Официантка получила Porsche на чай (Neue Zürcher Zeitung)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях