Статьи по дате

La Stampa | 15 июня 2004 г.

Европейская народная партия - ведущая группа в Европарламенте

Энрико Зингер

Народники сохранили за собой относительное большинство. Но и социалисты уверенно продвигаются вперед. За спиной этих двух самых многочисленных европейских политических семей меняется панорама нового Европарламента в составе 25 стран. Прошедшие выборы, характеризующиеся абсолютным рекордом отказа от голосования (на избирательные участки пришли около 44,6%), подрывают таким образом то, что раньше было золотым правилом ассамблеи: двуполярность.

Вчера ночью еще не были точно известны окончательные результаты, но тенденция просматривалась четко. С 20 июля, когда 732 избранных евродепутата впервые соберутся в Страсбурге, альянсы и блоки будут иметь более сложную конфигурацию. И данное обстоятельство окажет серьезное влияние на расстановку сил в будущем.

Но еще до того как на огромном экране, установленном на здании Европарламента в Брюсселе, появились данные о партиях и распределении мест, у политиков, присутствовавших здесь в ночь выборов, содрогание вызвал резкий скачок данных об отказе от участия в голосовании. От председателя Европарламента Пэта Кокса до президента Европейской народной партии Вильфреда Мартенса, лидера группы социалистов Энрике Барона Креспо, его коллеги из партии "зеленых" Даниэля Кон-Бендита - все с горечью отметили то, что кажется парадоксальным. Европа становится все больше, парламент обретает все больше полномочий, но приток к урнам избирателей снижается.

Из 340 миллионов потенциальных избирателей в 25 странах ЕС дома остались более 55%. Ничего подобного никогда ранее не происходило. На первых европейских выборах в 1979 году в голосовании приняли участие 63%, с тех пор этот процентный показатель неуклонно стремится вниз.

61% - в 1984 году, 58,5% - в 1989-м, 56,8% - в 1994-м. В выборах 1999 года приняли участие лишь 49,8% избирателей в 15 странах ЕС. Сегодня европейцы подошли к среднему показателю в 44,6%. С крайними показателями, начиная от рекордно положительного уровня в 82% проголосовавших на маленькой Мальте до разочаровывающих 29% в Республике Чехия. Но и в крупных странах "старой Европы" растет отказ от участия в выборах.

Если в Италии средний показатель принявших участие в голосовании оказался выше, чем в 1999 году (73,1% против 70,8%), то он значительно снизился во Франции (42%), в Великобритании (39%), в Нидерландах (39%) и в Португалии (38%). Этот показатель не превысил 45% и в Германии. Некоторые из потерпевших поражение объясняют свои результаты числом участвовавших в выборах в национальном масштабе и делают акцент на факте низкого участия в голосовании.

Но в Европарламенте столь сокрушительные результаты, которые на протяжении нескольких часов обсуждаются в Италии - так же, как провал социал-демократов в Германии, неоголлистов - во Франции или триумф евроскептиков в Великобритании - неизбежно растворятся в общей массе данных о голосовании во всех 25 странах Европейского союза.

Так, PPE (Европейская народная партия) сохранила лидирующие позиции. В старом составе парламента у нее было 232 из 626 мест, теперь будет около 270 из 732. Социалисты из PSE (Социалистическая партия Европы), располагавшие 175 местами, получают более 200, и все другие политические группы усиливают свои позиции. Более того, партийные группы становятся более многочисленными. Пока невозможно отнести к традиционным формированиям многие из них, получившие места в Европарламенте. Речь идет прежде всего о партиях 10 новых странах-партнерах, направивших в Страсбург, как и было запланировано, популистов, евроскептиков, бывших коммунистов. И не только.

Из Великобритании прибудет меньше лейбористов (22 вместо 29) и меньше консерваторов (21 вместо 36), но будет 18 евроскептиков из Независимой партии Великобритании, которая требует выхода Соединенного Королевства из ЕС. Бельгию будут представлять фламандские экстремисты из "Фламандского блока", снизится число депутатов, представляющих либерального премьера Ги Верхофстадта.

Из Австрии партия Йорга Хайдера направит лишь одного парламентария (их было 3), но новый обличитель привилегий и расходов Европарламента Ханс Петер Мартин с его новым списком оказался на третьем месте (с 14% голосов) после социал-демократов и народников. И во Франции центристская партия Союз за французскую демократию Франсуа Бейру получил 11%, что позволит ему удвоить присутствие своих членов в Страсбурге.

Бейру на протяжении нескольких месяцев находится в контакте с Романо Проди и Франческо Рутелли с целью создания новой политической группы в Европарламенте. Вчера вечером он подтвердил, что попытается создать то, что он назвал "большое политическое течение европеистов и центристов, которого уже давно недостает в ассамблее".

Это явный признак того, что процесс "перемешивания" в политических семьях уже начался. Для создания фракции на европейском уровне требуется по меньшей мере 19 депутатов, избранных от пяти различных европейских стран. Результаты вчерашнего голосования дают возможность предполагать, что будет осуществлен переход к новому равновесию, которое еще предстоит создать, от несовершенной двуполярности - с либералами в качестве стрелки весов, действовавшей до последнего времени, - к новому равновесию, которое обещает быть многополярным.

Такую возможность допускает и Пэт Кокс: "Вполне вероятно, в Страсбурге изменится конфигурация центра".

Источник: La Stampa


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru