Статьи по дате

The New York Times | 15 июня 2004 г.

Смесь пива, свободы слова и доморощенного шика

Эрин Арведлэнд

Олег Тиньков считает себя не просто российским "пивным олигархом", как его здесь называют.

36-летний основатель частной пивоварни Tinkoff продает не какое-нибудь пойло для пролетариата, а высококачественные напитки, а в придачу дает чувство доморощенного шика российскому классу молодых профессионалов. (Замена в названии пива "в" на французское "фф" должна подчеркнуть это).

Водка, возможно, навсегда останется российским национальным напитком, однако Тиньков играет на растущей популярности пива в России.

В 2003 году средний россиянин выпил 53,4 литра за год, в то время как в 2000 году - только 36,6 литров. Предполагается, что потребление пива будет возрастать на 4-6% в год. И есть, к чему стремиться: в прошлом году на душу, например, британца пришлось 99 литров пива, а в Чехии этот показатель составляет 160 литров на душу населения.

Также Тиньков умеет извлечь выгоду из свойственной ему эпатажности, непочтительности. Его провокационные мнения прослеживаются даже в заявленной задаче компании: распространять либеральные ценности и уважение к свободе выбора. В то время как другие состоятельные российские бизнесмены начиная с момента ареста и заключения в тюрьму нефтяного миллиардера Михаила Ходорковского придерживаются кремлевской линии, Тиньков наслаждается своим состоянием, свободой слова и свободой предпринимательства.

"Нефть и свобода - возможно, они не всегда хорошо уживаются, - заметил Тиньков с улыбкой во время интервью в прошлом году, имея в виду Ходорковского, суд над которым по обвинению в неуплате налогов начинается в среду. - Пиво и свобода - сочетаются".

Так же, как сочетаются пиво и еда, если судить по успеху сети ресторанов-минипивоварен, которыми владеет Тиньков.

В недавнем рекламном ролике пива "Тинькофф" эта свобода прослеживается наилучшим образом. Две длинноногие российские красотки подъезжают к магазину дамского белья в канареечно-желтом "мерседесе", берутся за руки и вплывают с улыбками в кабину для примерки. Прикосновение тут, столкновение там, и вот они уже слились в поцелуе. Все громче звучит итальянская ария, и появляется бутылка пива "Тинькофф".

Эта реклама шокировала российскую аудиторию.

"Это фантазия, это пип-шоу, - объясняет Тиньков без извинений. - Мужчинам нравится. Мы идем вслед за "Горькой луной" Полански или "Лолитой", но должны уложиться в 30 секунд". "Нет, действительно, люди, которых это возмущает, глупы и ограниченны", - замечает он уже серьезно.

Кстати, говорит он, эти две женщины "идут домой к своим мужьям, все прекрасно".

Предыдущий рекламный ролик, со слоганом "свобода выбора", где улыбающийся молодой человек отдыхает на яхте между двумя обнаженными женщинами, черной и белой, показался столь фривольным, что в итоге его запретили к показу.

Тиньков так или иначе почти создал категорию высококачественного пива в России и чувствует потребность подчеркнуть контраст между своим продуктом и тем напитком, которое ветераны пивного фронта помнят с советских времен, когда качество было настолько низким, что впору было добавлять в пиво шампунь, чтобы появилась пена.

Когда финансовый кризис 1998 года сделал импортные продукты, включая пиво, малодоступными для большинства людей, начало развиваться отечественное производство.

"Мы производим высококачественное пиво для молодых людей с деньгами, для людей, которым еще нет 40, для банкиров, белых воротничков, у которых есть хорошая работа и которые любят бывать в обществе, - говорит Тиньков. - Они не хотят пить плохое российское пиво, некоторые сорта которого, извините меня, это просто солодовый напиток".

"Так почему я должен делать скучную рекламу с бабушкой?" - спрашивает он.

За Тиньковым последовали несколько других российских пивоваров, которые начали производить конкурентное высококачественное пиво, например "Варштайнер". "Но, в итоге, это продукт для определенного сегмента рынка", - говорит Алексей Язиков, аналитик потребительских товаров в Aton Capital, маклерской фирме в Москве.

"Его рестораны-минипивоварни в Москве и других городах - хорошая идея, - добавляет Язиков. - Пиво свежее, хотя в некоторых из этих ресторанов пол-литра стоит 90 рублей". Это около 3,09 долларов, в три раза больше средней стоимости пива в московском магазине. Средний россиянин зарабатывает около 250 долларов в месяц.

Тиньков вырос в Сибири в семье углекопа. Он сам год проработал в шахте до службы в армии на Дальнем Востоке. В 1990 году, когда ему было чуть больше 20, он поступил в Горный институт в Санкт-Петербурге и влюбился в северную столицу России.

"Там была культура, там были хиппи - великие российские рок-группы ДДТ и "Кино", - вспоминает он, сравнивая Санкт-Петербург с Сан-Франциско 1960-х.- Этот город был свободен - свободнее, чем когда-либо будет Москва".

Тиньков всегда думал о бизнесе. Даже еще учась, он продавал джинсы и иные товары другим студентам. Окончив учебу, он забыл о горняцком деле и начал успешный бизнес по производству пельменей. Через несколько лет он его продал и уехал в США, где встретил Дэна Гордона, одного из основателей Gordon Biersch, калифорнийской мини-пивоварни, и подружился с ним. Тиньков прослушал курс маркетинга в Университете Калифорнии в Беркли и, возвратившись в Россию, в 1998 году открыл свою первую мини-пивоварню и ресторан в Санкт-Петербурге. Сегодня ему принадлежит сеть из 15 ресторанов, и он выходит на международный рынок, представляя в этом году на американском рынке пиво Tinkov - с вернувшейся буквой "в" на конце, чтобы название звучало более по-русски.

По словам Тинькова, его компания, доходы от продаж которой в 2003 году составили около 35 млн долларов, в 2005 году достигнет отметки в 200 млн, когда будет введен в эксплуатацию пивоваренный завод (его строительство обходится в 75 млн долларов) около города Пушкин в окрестностях Санкт-Петербурге.

Некоторые аналитики пивоваренной индустрии считают, что доходы от продаж "Тинькофф" могут максимум удвоится или утроится, но не больше, особенно если компания будет по-прежнему производить только высококачественное и дорогое пиво.

"Эти пивные рынки кровавы и конкурентны", - подчеркивает Алексей Кривошапко, аналитик потребительских товаров United Financial Group в Москве.

Лидером на пивном рынке России является "Балтика", ей принадлежит около трети общих продаж. За ней следует Interbrew с "Сибирской короной" и "Клинским" (около 13%). На третьем месте - "Очаково", популярный бренд, полностью находящийся в российских руках.

Несмотря на то что переход к капитализму длится уже более 10 лет, замечает Тиньков, успешный российский бизнес до сих пор зависит от мыслящего по старинке руководства. Арест Ходорковского, бывшего главы ЮКОСа и самого богатого человека в России, стал, по словам Тинькова, "плохим признаком".

И все же он уверен, что капитализм в какой-либо форме останется в России, хотя и с примесью бюрократизма и цинизма.

"Политики не хотят терять власть, - объясняет Тиньков. - Они хотят покупать голоса, им нужны деньги, и бизнес должен платить. Это капитализм. К сожалению, никто не придумал лучшей системы. Но капитализм все же лучше, чем коммунизм. Это было ужасно".

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru