The Boston Globe | 15 июня 2005 г.
Диспут США, Гарварда и российского ученого близок к завершению
Марселла Бобмардиери и Алекс Бим
Спустя пять лет после после того, как американское министерство юстиции подало иск против Гарвардского университета, знаменитого профессора и еще одного сотрудника университета, заявив, что они обманывали правительство, на днях было объявлено о заключении предварительного соглашения об урегулировании этого дела.
Ранее федеральный суд США постановил, что профессор экономики Гарварда Андрей Шлейфер и бывший сотрудник университета Джонатан Хэй состояли в заговоре с целью обмана правительства США: они занимались частным предпринимательством в России, одновременно работая по американскому федеральному контракту, по которому они были обязаны содействовать переходу России к капитализму.
В прошлом году судья также постановил, что и Гарвард нарушил условия контракта с Агентством США по международному развитию (USAID). Ущерб по этому делу оценен не был.
Ни одна из сторон пока не обнародовала детали урегулирования, указав, что они еще не до конца согласованы.
Пока неясно, согласились ли Шлейфер, Хэй или университет признать факт злоупотреблений и сколько им придется заплатить.
Детали соглашения должны быть оглашены в течение 60 дней с момента подписания договоренности, сообщила пресс-секретарь канцелярии федерального прокурора США Майкла Дж. Салливана.
У обеих сторон есть все причины стремиться к полюбовному урегулированию, так как пока решения суда были весьма нечеткими.
В прошлом июне судья Дуглас П. Вудлок отклонил самое серьезное обвинение в отношении Гарварда, согласно которому университет сознательно обманывал USAID.
Если бы по вопросу об ущербе был проведен суд присяжных, Гарвард могли бы обязать выплатить 34 млн долларов, которые агентство заплатило за контракт после того, как Шлейфер и Хэй начали проводить инвестиции в Россию, плюс проценты.
Однако двум сотрудникам университета, возможно, пришлось бы заплатить гораздо больше. Согласно закону "О фальсификации правопритязаний", правительство добивалось взыскания компенсации ущерба с виновных в тройном размере - до 102 млн с каждого.
До сих пор Гарвард агрессивно отвергал все обвинения в свой адрес, называя поданный против него гражданский иск "попыткой со стороны правительства получить более 100 млн дохода".
Помощник федерального прокурора США Сара М. Блум сообщила, что договоренность об урегулировании была достигнута позавчера утром во время дискуссии, которая длилась менее 10 минут.
"Остались ли еще какие-либо вопросы по этому делу? - спросил Вудлок юристов. - Дискуссии идут уже на протяжении 6 месяцев. Может ли это стать окончанием процесса? "
Несколько юристов ответили "да".
"Крупных разногласий нет", - заявил Дэвид Апфель, один из юристов Гарварда.
Мартин Ф. Мерфи, адвокат Шлейфера, указал, что "остается только составить договоренность об урегулировании".
Вудлок издал постановление, согласно которому дело против Гарварда, Шлейфера и Хэя будет закрыто в течение 60 дней, если, конечно, соглашение о договоренности будет подписано.
"Стороны достигли договоренности по всем основным условиям, однако они также решили, что до подписания договоренности никаких деталей разглашаться не будет", - отметил пресс-секретарь Гарварда Джо Ринн в электронном интервью.
Шлейфер, известный экономист, и Хэй, выпускник юридического факультета Гарварда, сейчас работающий юристом в Лондоне, были высокопоставленными представителями проекта по содействию России в реформировании экономики при Гарвардском Институте по международному развитию, которого сейчас уже не существует.
С 1992-го по 1997 год институт работал по контракту с USAID и предоставлял независимые рекомендации российским чиновникам.
Шлейфер и Хэй, однако, делали частные инвестиции или разрабатывали планы инвестирования сотен тысяч долларов в российские нефтяные компании и фонды.
В постановлении суда Вудлок написал, что Хей нарушил "по крайней мере, вследствие опрометчивости" свои обязательства подчиняться правилам служебной этики.
Вудлок председательствовал на четырехдневных слушаниях в декабре, в ходе которых присяжные постановили, что согласно своему контракту Шлейфер был обязан подчиняться правилам служебной этики. Шлейфер настаивал на обратном.
Судья еще не вынес решения по вопросу о том, знал ли Шлейфер, что он нарушает условия своего контакта или он действовал по незнанию.
Правительство заявило, что действия Шлейфера и Хэя послужили препятствием для экономического прогресса России, "подорвали" отношения между США и Россией и бросили тень на 350 млн долларов, которые были задействованы в американских проектах.
В своем постановлении в прошлом июне Вудлок писал: "На основе информации о том, что Гарвард не знал (и не должен обвиняться в безответственности из-за своего незнания) об инвестициях и деловой деятельности Хэя и Шлейфера, я настаиваю на том, что Гарвард не знал, что отчеты, которые он подал в USAID, были ложными".
Президент Гарварда Лоуренс Саммерс является близким другом Шлейфера и отказался от участия в процессе вынесения университетом официального решения по этому делу.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях