Статьи по дате

Le Monde | 15 июня 2005 г.

Украина, как и Грузия, стремится снизить свою энергетическую зависимость

Мари Жего

Борьба за нефть разворачивается под прикрытием бархатных революций, которые произошли в Грузии в декабре 2003 года, затем через год на Украине - в двух странах, играющих ключевую роль в транзите черного золота Каспийского моря. Это море является внутренним между Ираном, Россией и тремя бывшими светскими республиками, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменией. Запасы нефти в каспийском бассейне оцениваются в 30-70 млрд баррелей (против 150-250 млрд в Саудовской Аравии). Но главной проблемой этого нового энергетического эльдорадо и является его внутреннее положение. Как доставить нефть на мировые рынки, обойдя российскую гегемонию на нефтепроводы?

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТДж), который был недавно открыт, будет поставлять нефть Азербайджана до побережья Средиземного моря, протяженность этой линии 1760 км, она проходит через территорию Грузии и Турции. Проект создания этого нефтепровода подвергался критике, как за сложности строительства, так и за стоимость его сооружения (4,5 млрд долларов). Этот трубопровод, построенный BP, нефтяные компании называют "самым политическим из всех уже действующих".

Передовой отряд политики США в регионе, он усиливает стратегический альянс между государствами, по территории которых он проходит (Азербайджан, Грузия, Турция), и укрепляет хрупкую независимость маленькой Грузии, стремящейся избавиться от гнета большого российского брата, от которого она находится в сильной зависимости в плане ее снабжения газом и нефтью.

Аналогичные настроения преобладают и на Украине, чья энергетическая зависимость от России является тотальной. У Украины, так же, как у Грузии, есть свой трубопровод: Одесса-Броды. До "оранжевой революции" планировалось, что по этому трубопроводу российская нефть будет поступать к Черному морю, затем к Средиземному через Босфор. Значение нефтепровода изменилось после прихода к власти новой команды. В будущем трубопровод Одесса-Броды будет транспортировать нефть из Казахстана к черноморскому побережью (в Новороссийск на российской территории, откуда нефть может транспортироваться в Одессу), затем в польский порт Гданьск.

Построенный в 2001 году, этот нефтепровод (667 км) требует модернизации. Участки трубопровода до Гданьска еще предстоит проложить, нынешний трубопровод заканчивается на украинско-польской границе. Две недели назад украинский президент Виктор Ющенко получил поддержку по этому проекту от своего казахского коллеги Нурсултана Назарбаева. Своего рода Кувейт региона, после открытия гигантского шельфового месторождения Кашаган, Казахстан, экспортирующий 1,1 млн баррелей нефти в день, надеется утроить этот объем до 2015 года и ищет пути экспорта свого сырья.

Об этом нефтепроводе говорила и Юлия Тимошенко, украинский премьер-министр, в ходе своей беседы 13 июня с Домиником де Вилльпеном. Неизбежная ступенька для российского газа, поставляемого в Европу, Украина, а вместе с ней и весь регион Черного моря могут стать со временем гигантским коридором поставки энергетического сырья между Средиземноморьем и Балтикой.

Источник: Le Monde


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru