The Washington Post | 15 июня 2005 г.
Закат Европы
Роберт Самуэльсон
Европа, как мы знаем, медленно выходит из проекта. После того как жители Франции и Нидерландов отвергли проект конституции Европейского союза, мы слышали о множество теорий, почему это произошло: о неосуществимости попытки создать Соединенные Штаты Европы из 25 стран, о страхе передать столице Евросоюза, Брюсселю, чрезмерную власть и о не поддающейся логике антипатии к глобализации. В этих теориях может быть доля правды, но истина заключается в том, что если Европа не преодолеет две проблемы - низкий уровень рождаемости и слабый экономический рост, то ее ожидает унылое будущее, связанное с ростом разочарования среди населения и снижением веса на мировой арене. Фактически, такое будущее уже наступило.
С 1498 года, когда известный мореплаватель Васко да Гама обошел вокруг мыса Доброй Надежды и открыл торговлю с Дальним Востоком, Европа определяла мировую историю, со всеми ее достоинствами и недостатками. Европейцы заселили Северную и Южную Америку, создали современную науку, стали лидерами промышленной революции, создали работорговлю и огромные колониальные империи, а также развязали две самые разрушительные войны в мировой истории. Эта Европа, играющая центральную роль в мире, сегодня исчезает, и не просто потому, что ее отбрасывают в тень Азия и Соединенные Штаты.
Трудно быть великой державой, если твое население сокращается.
Уровень рождаемости в Европе упал за пределы уровня естественного воспроизводства населения, который составляет 2,1 ребенка на каждую женщину детородного возраста. В среднем в Западной Европе уровень рождаемости оставляет 1,5 ребенка на одну женщину, в Германии - 1,4 и в Италии - 1,3. Если эта тенденция будет сохраняться, то через 100 лет в Германии останется мало немцев, а в Италии - мало итальянцев. Даже с учетом некоторого роста рождаемости и иммиграции население Западной Европы продолжает стремительно стареть, сообщает Бюро переписи населения США. Сегодня около одной шестой населения Западной Европы составляют люди в возрасте 65 лет и старше. К 2030 году эта категория будет составлять там четверть населения, к 2050 году - почти треть.
Никто в точности не знает, какое влияние на современную экономику окажет наличие такого большого числа пожилых людей, которые находятся в большой зависимости от государственных пособий (читай - повышенных налогов). Но экономика Европы уже "хромает". В 1970-х годах показатели ежегодного экономического роста для 12 стран, которые сегодня перешли на евро, колебались в районе 3%. В 2001-2004 годах эти показатели составили лишь 1,2%. В 1974 году уровень безработицы в этих странах составлял 2,4%, в 2004 году - 8,9%.
Жители Западной Европы чувствуют, что их привычная жизнь находится под угрозой. Одним из способов решения проблемы низкой рождаемости служит увеличение иммиграции. Но многим европейцам не нравятся те эмигранты, которые приехали в их страны - это в основном мусульмане, главным образом выходцы из Северной Африки, - и они не хотят новых эмигрантов. Одним из способов увеличить рост экономики могло бы стать сокращение социальных льгот и снижение налогов. Но это подвергнет опасности европейскую социальную модель, которая стремится сочетать в себе эффективность капитализма и сострадательность социализма.
Давайте рассмотрим ситуацию в Западной Европе в сравнении с Соединенными Штатами, используя данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В Западной Европе, где пособия по безработице весьма значительны, почти половина безработных не работают год и более, в Соединенных Штатах этот показатель составляет 12%. Или же рассмотрим статистику раннего выхода людей на пенсию. В 2003 году около 60% американцев в возрасте от 55 до 64 лет имели работу. Аналогичные показатели во Франции, Италии и Германии составляют 37, 30 и 39%. Правда заключается в том, что европейцам нравится рано уходить на пенсию, получать большие пособия по безработице и иметь длинный отпуск.
Проблема заключается в том, что для такой филантропии требуется сильная экономика, в то время как источники всего этого человеколюбия - высокие налоги и жесткие правила - ослабляют экономику. По мере дальнейшего старения населения проблемы будут только нарастать. Действительно, некоторые исследования делают предположения, что низкий уровень рождаемости отчасти можно объяснить тем, что старикам выплачивают высокие социальные пособия. Если государство обеспечивает старость, кто будет думать о детях в качестве тех, кто будет ухаживать за стариками? Высокие налоги могут также удерживать молодые пары от рождения детей ввиду тех расходов, которые придется в связи с этим нести.
У вас могут возникнуть два возражения на представленный здесь анализ. Во-первых, население других стран также стареет, и эти страны испытывают такие же демографические проблемы, как Европа. Это правда, но старение населения в Европе более ярко выражено, чем в других странах (например, в Японии), во многом по причине такого низкого уровня рождаемости. К примеру, уровень рождаемости в Соединенных Штатах составляет 2,1%. Кроме того, европейцы могли бы предпринять какие-то меры, чтобы изменить ситуацию, но они этого не делают.
Считанные страны (Великобритания, Ирландия и Нидерланды) предприняли такие меры. Конечно, есть еще некоторые различия между Восточной и Западной Европой. Но в целом Европа не реагирует на свои проблемы. Это классическая дилемма демократии: слишком многим людям выгодно сохранять статус-кво, поэтому положение не меняется, хотя этот статус-кво не является жизнеспособным. Даже те попытки сократить социальные льготы, которые предприняла Франция и Германия, вызвали негативную реакцию.
Многие европейцы - может быть, даже большинство - живут иллюзиями. Они верят, что все может оставаться как раньше, и воспринимают любую перемену как угрозу. На самом деле, новая конституция Евросоюза не была радикальной, и ни принятие конституции, ни отказ от нее не оказали бы большого влияния на повседневную жизнь европейцев. Но конституция стала символом перемен и поэтому явилась своего рода громоотводом для многих недовольств (недовольства иммигрантами в Голландии и слабым экономическим ростом - во Франции).
Все это плохо для Европы - и для Соединенных Штатов. Слабая европейская экономика является одной из причин, почему мировая экономика является такой неустойчивой и находится в сильной зависимости от экономического роста в Соединенных Штатах. В Европе усиливаются внутренние противоречия, и Европа все больше уходит в историю.
Европа не является сильным союзником США - не просто потому, что она не согласна с политикой Соединенных Штатов, а потому, что европейцы не хотят брать на себя обязательства, которые требуются от сильного союзника. Европейцы не желают обратить внимание на свои собственные острые проблемы и становятся все более критичными по отношению к Америке. Это создает впечатление, что европейцы проявляют активность на мировой арене, хотя они молча согласились с тем, что их численность продолжает уменьшаться.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях