Статьи по дате

Financial Times | 15 июня 2007 г.

Их Украина

Стивен Уэгстил и Роман Олеарчик

Президент Украины Виктор Ющенко, по-видимому, очнулся от летаргии, в которую впал после своего триумфа во время "оранжевой революции". Возможно, последствия его отравления в 2004 году начинают выветриваться. Возможно, он открыл в себе новые резервы энергии. Или его растормошила кутерьма, происходящая в стране.

Как бы то ни было, Ющенко снова активен. Непосредственным результатом этой перемены стало обострение его конфликта с соперником времен "оранжевой революции" - премьер-министром Януковичем. В мае на Украине имел место наиболее серьезный политический инцидент со времен восстания 2004 года: сторонники Януковича при поддержке спецназа штурмовали, ломая двери и разбивая окна, административное здание, где работали пропрезидентские чиновники.

Дойдя до опасной черты, обе стороны попятились и заключили временное соглашение о проведении в сентябре досрочных парламентских выборов, которые, как надеется президент, оздоровят обстановку. Как он сам говорил в недавнем интервью нашей газете: "Очень важно понимать, что политические силы, которые придут в новый парламент, даже если это будут те же силы, заседающие в нынешнем парламенте, будут другими. Я полагаю, что отныне они будут придавать большее значение политическому диалогу".

Но в Киеве сильно сомневаются в том, что "второе дыхание" президента или досрочные выборы в состоянии быстро решить политические проблемы страны, ибо они укоренены в разобщенности регионов Украины, сложностях посткоммунистического переходного периода и близости страны к ее огромному соседу - вновь крепнущей России.

Нынешний кризис восходит к 2005 году, когда Ющенко - прозападно настроенный политик - не сумел ни в полной мере воспользоваться своим триумфом во время "оранжевой революции", ни избежать деструктивных ссор между своими сторонниками и приверженцами его тогдашней союзницы Юлии Тимошенко.

В соответствии с условиями компромисса, связанного с "оранжевой революцией", президент выполнил обязательство: в начале 2006 года он передал часть своих полномочий парламенту и провел парламентские выборы. Но Ющенко поджидала неприятная неожиданность: Янукович вновь выскочил наверх в качестве главы Партии регионов и стал премьер-министром.

Их сосуществование обернулось хаосом и неудачами. Вначале Ющенко отступал, надеясь разрешить конфликт с Януковичем полюбовно. Но - как заявляет обличительным тоном Ющенко - Партия регионов сосредоточилась на наращивании своей мощи в парламенте, причем главным методом для нее стало перетягивание в свой стан чужих депутатов путем их подкупа. В апреле президент распустил парламент и назначил досрочные выборы. Его обвиняли в противозаконности такого решения, но Ющенко старается настоять на своем: хотя Янукович скрепя сердце согласился на проведение новых выборов, его союзники по парламенту сопротивляются, так что пока неясно, состоятся ли выборы в намеченный день - 30 сентября.

Еще более неопределенны прогнозы на то, что случится после выборов. Как и сейчас, доминирующую роль в парламенте будут играть три крупных объединения: "Наша Украина" Ющенко, Партия регионов Януковича и Блок Тимошенко. Ющенко и Янукович в общем и целом придерживаются одного мнения о необходимости экономической политики, ориентированной на развитие бизнеса. Тимошенко, напротив, основывает свою кампанию на идее, что олигархов надо обуздывать - несмотря на вопросы, которые вызывает ее личное состояние. В том, что касается развития демократии, Ющенко и Тимошенко гораздо ближе друг к другу. Янукович, несмотря на недавние попытки радикально изменить имидж, все еще ведет себя, как советский секретарь парткома.

Многие аналитики ожидают, что переговоры между партиями после выборов затянутся на недели, если не на месяцы, и задаются вопросом, сможет ли правительство принимать решения в этот промежуточный период. Однако риск срыва в насилие, во время майских событий казавшийся вполне реальным, теперь снят со счетов, поскольку общество без особого интереса относится к происходящему - большинство считает, что это лишь внутренняя свара между враждующими фракциями политической элиты.

Результаты переговоров о создании коалиции в любом случае будут зависеть в равной мере от политических принципов и от распределения власти и влияния. Коррупция не исчезнет. Бизнесмены предпочли бы коалицию между Ющенко и Януковичем или широкий альянс между Ющенко, Януковичем и Тимошенко. Но еще большой вопрос, смогут ли эти соперники сотрудничать успешнее, чем в прошлом. Неясно также, каким образом они будут решать фундаментальные политические проблемы, стоящие перед Украиной.

Страна находится на полпути от советского тоталитаризма к полноценной демократии. Она разобщена на две части - поддерживающие Ющенко западные области, которые боятся России и стремятся к срочной интеграции в Евросоюз, и базу Януковича на промышленно развитом Востоке, который если и не стоит на пророссийских позициях, то, по крайней мере, относится к бывшей имперской силе с большим подобострастием. В политике преобладают группы бизнесменов, готовые с одинаковым жаром подкупать чиновников и депутатов парламента. Эти группы все более заинтересованы в доступе на глобальные рынки, который можно получить благодаря интеграции в ЕС, и поддерживают последние шаги властей по вступлению во Всемирную торговую организацию. Но для некоторых украинских владельцев промышленных предприятий приоритетными остаются бурно растущие рынки России.

Надежды сторонников "оранжевой революции" на то, что события 2004 года повлекут за собой разрыв с прошлым, не оправдались. Общество полностью разочаровалось в политике. К счастью, сильная экономика создает рабочие места и увеличивает доходы простых граждан, что позволяет украинцам сосредоточиться скорее на экономических, чем на политических приоритетах.

И все же достижения "оранжевой революции" не утрачены. Есть свободная пресса, идет реальная - пусть иногда коррумпированная и жестокая - борьба за власть. В отличие от России, где Кремль завинчивает авторитарные гайки, на Украине формируется демократия. Чего ей не хватает, так это демократических институтов, прежде всего эффективной судебной системы. Как говорит политический обозреватель либеральных убеждений Вадим Карасев, "Украина движется в верном направлении, но делает неверные шаги. А Россия делает верные шаги, идя в неверном направлении".

Украина могла бы быстрее двигаться "в верном направлении", если бы не ее геополитическое местоположение. Даже в 1990-х, когда Россия была слаба, Киеву было сложно вырваться из-под влияния Москвы. Сегодня, когда Россия все более стремится заново утвердить себя на территории бывшего Советского Союза, это также остается сложным, несмотря на то, что большинство жителей Украины выступают за присоединение к ЕС (хотя это возможно лишь в отдаленной перспективе).

Кремль оплошал с президентскими выборами 2004 года, не сумев организовать избрание Януковича и воспрепятствовать взлету Ющенко. Но Москва продолжает политические игры, поддерживая пророссийские партии и неправительственные организации, особенно в Крыму, где среди населения преобладают этнические русские и где в украинском порту Севастополь базируется российский Черноморский флот.

Валентин Наливайченко, и.о. директора Службы безопасности Украины, предостерегает об опасности российского вмешательства, говоря: "Наша страна молода. Для любой страны опасно, когда во внутреннюю политику вмешиваются зарубежные силы".

Российский президент Владимир Путин настойчиво твердит, что хочет находиться с Киевом в хороших отношениях, но редко упускает случай произнести что-нибудь оскорбительное. Недавно он назвал Украину "тиранией". Цель Кремля в том, чтобы изобразить "оранжевую революцию" неудачей, которая не принесла ничего, кроме хаоса, и тем самым умалить привлекательность демократии западного типа в России и других бывших союзных республиках. Со своей стороны, российские компании считают инвестиции на Украину выгодным делом: как в неполитизированных секторах типа розничной торговли, так и в чрезвычайно политизированной энергетической сферы, где господство России в качестве поставщика может приносить не только коммерческие, но и политические дивиденды.

ЕС продолжает относиться к Украине амбивалентно. Польша и некоторые другие восточноевропейские государства-члены убеждают Брюссель расширить контакты с Киевом и, возможно, в итоге предложить ему вступить в Евросоюз. Но в ЕС настолько устали от расширения, что этот вопрос даже не включается в повестку дня.

Ющенко, в первые дни после "оранжевой революции" надеявшийся на большее, теперь примирился с тем, что путь к прогрессу лежит через укрепление экономических связей и договоренности с ЕС о помощи. Он знает, что договор о свободе торговли, который Киев сможет заключить после принятия страны в ВТО, обяжет Украину принять примерно половину так называемых acquis - законодательно-правовых норм, обязательных для государств-членов ЕС.

Киеву было очень нелегко балансировать между Востоком и Западом, даже когда отношения России с США и ЕС были не столь напряженными. Теперь эта задача еще более осложнилась. Как говорит советник Ющенко Олег Рыбачук: "К несчастью для Украины, всякий раз, когда начинается конфликт между Западом и Россией, страдаем мы".

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru