Le Temps | 15 июня 2007 г.
Конец начинающим колдунам
Луи Лема
Трудно понять, кто кем воспользовался. После шока, последовавшего за терактами 11 сентября 2001 года, Джорджу Бушу потребовался проводник в мире, с которым он был так плохо знаком и сложность которого его к тому же слишком мало интересовала. Таким проводником для него стали неоконсерваторы: они должны были помочь ему восстановить могущество Америки, с помощью жестких методов заставив одну за другой пасть диктатуры, как созревшие плоды.
Сами неоконсерваторы и мечтать не могли о лучшем посреднике для воплощения их видения мира. Эти дальние наследники троцкистских идей, ставшие крайне консервативными, не могли нарадоваться возможности выйти за рамки своих глянцевых журналов, куда их загнали в эпоху Клинтона. Новый президент был готов начать упрощать мир под звездно-полосатым флагом. Американцы были готовы последовать за ним в его "всемирной войне с терроризмом". Открылись двери гигантской черно-белой лаборатории.
Но действительность сопротивлялась. Последнее свидетельство краха - наполненные огнем и кровью улицы сектора Газа. Выборов, даже свободных (а именно такими были палестинские выборы), оказалось недостаточно для прихода демократии, когда все остальное так долго играло против нее. Кроме того, покрывая войну, которую ведет дружественная страна, вряд ли можно принести мир в Ливан, скорее наоборот. И, наконец, одного жеста (почти отчаянной отправки дополнительных войск) недостаточно для исправления грандиозных ошибок, которыми являются оккупация и "дебаасификация" Ирака.
Ответственность лежит не только на неоконсерваторах. Другие, жестокие и грубые силы сыграли свою роль. Но начинающие колдуны Америки вместо того, чтобы взять их под свой контроль, их только больше взбудоражили.
Пол Вулфовиц был вынужден бежать из Всемирного банка из-за насмешек. Другим (Льюису Либби, правой руке вице-президента Дика Чейни) грозит тюрьма за наглую ложь. Бывшие товарищи по оружию публикуют свои мемуары и иногда их искажают, чтобы свести счеты и попытаться выйти сухими из воды. Неоконсерваторы должны вернуться к своим научным занятиям и саркастическим замечаниям. Они никогда не испытывали недостатка в цинизме: некоторые из них признают, что их время прошло. "По крайней мере, на одно поколение".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях