The New York Times | 15 июня 2007 г.
Австрия выражает сомнения относительно арестов по делу об убийстве Козлова
Эндрю Крамер
Это было одно из самых шокирующих заказных убийств в Москве за последние годы, и это при том, что на долю этого города пришлось немало таких преступлений.
Мужчины с пистолетами подошли к первому зампредседателя российского Центробанка на парковке футбольного стадиона и выстрелили ему в голову. Утром следующего дня 41-летний Андрей Козлов умер.
Еще больше, так как заказные убийства в России редко раскрывают, вероятно, шокирует последовавшая за этим активность прокуратуры. В течение трех месяцев милиция арестовала семерых подозреваемых и объявила дело закрытым.
Однако сейчас австрийские власти выражают сомнения относительно качества расследования, обнаружив возможную связь убийства Козлова с многомиллионной схемой по отмыванию денег, осуществленной с помощью банка в Вене. "Мы заявили, что может существовать такая связь, и она должна быть расследована", - сказал в телефонном интервью пресс-секретарь министерства внутренних дел Австрии Геральд Херштера. Однако до сих пор российские следователи никак на это не отреагировали.
Представители австрийской полиция утверждают, что, когда в Москве было начато расследование убийства Козлова, совершенного 13 сентября 2006 года, они передали важную информацию своим российским коллегам, но те ее проигнорировали, хотя Козлов входил в число самых высокопоставленных чиновников, убитых за весь период правления Путина.
За две недели до убийства Козлов в тесном сотрудничестве с австрийскими властями занимался расследованием дела об отмывании денег, о чем Австрия открыто сообщила в апреле. Они сказали, что австрийская полиция не исключала возможности "государственной коррупции" в России в качестве мотива убийства.
"Мы не получили никакой информации о том, как идет расследование в России", - сказал Херштера.
В число обязанностей Козлова входило закрытие мелких банков, которые использовались в качестве посредников в схемах по отмыванию денег. Обычно это предполагает перевод доходов от нелегальных предприятий, таких как торговля наркотиками или взятки, из одного банка в другой, с целью скрыть происхождение денег. В России первоначальное или исходное преступление - это, как правило, коррупция чиновников.
Независимый московский журнал The New Times, который первым сообщил эту новость, выдвинул предположение, что Козлова убили, когда он пытался приостановить операцию по отмыванию денег, которая осуществлялась в пользу чиновников российского правительства. Как говорит Херштера, Козлов в августе сообщил австрийскому банку о подозрительных операциях с одним российским банком.
Пока власти в обеих странах сворачивали подозрительный канал для отмывания денег, Козлов 1 сентября отозвал лицензию "Дисконт-банка", сомнительного "карманного банка", действующего незаметно и не имеющего видимых клиентов.
Австрийская полиция не обнаружила венский банк, который получал электронные переводы из "Дисконт-банка", однако Raiffeisen Zentralbank, один из крупнейших банков в Центральной Европе, в своем заявлении сообщил, что он получал такие переводы. Журнал The New Times, ссылаясь на анонимного чиновника российского МИДа, сообщает, что в конце августа прошлого года было переведено 60 млн долларов.
Raiffeisen подтвердил, что он заморозил переводы из "Дисконт-банка" на основании полученной из России информации. В своем заявлении Raiffeisen сказал, что сотрудники банка немедленно уведомили австрийские власти и находящуюся в Бельгии систему Swift, занимающуюся международными банковскими операциями.
"Мы незамедлительно вступили в активное сотрудничество с властями в Австрии и в России, так как для нас крайне важно избегать сомнительных операций", - гласит заявление Raiffeisen.
После убийства Козлова государственная прокуратура Австрии передала данные, включая предоставленную Козловым информацию об отмывании денег, в Генпрокуратуру России. Они не получили сообщения от российских властей ни о расследовании истории с отмыванием денег, начатого Козловым, ни о возможной связи этого дела с его убийством, говорит Херштера.
Вопросы, направленные недавно в Генпрокуратуру в письменном виде, остались без ответа.
Однако другие российские чиновники признают, что "Дисконт-банк" был замешан в достаточно продолжительной мошеннической схеме. 16 сентября, через три дня после убийства Козлова, министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на встрече министров финансов стран "большой восьмерки" в Сингапуре, сказал, что существуют подозрения в отношении "Дисконт-банка", когда его спросили об отмывании денег как о возможном мотиве убийства Козлова.
В марте глава департамента МИДа России Федор Путинцев сказал, что правоохранительные органы подозревают, что в общей сложности через "Дисконт-банк" был отмыт 41 млрд рублей, или 1,6 млрд долларов.
Информация из Австрии предоставляет возможный мотив убийства, отличный от того, который расследовала прокуратура в Москве прошлой осенью. Власти в России заявили, что дело раскрыто, предъявив обвинение банкиру средней руки Алексею Френкелю, чей бизнес не имел отношения к расследованию в отношении "Дисконт-банка".
Френкель входил в совет директоров малоизвестного российского банка VIP Holding, который ранее подвергся санкциям со стороны Козлова, но никак не был связан с "Дисконт-банком".
"Российские правоохранительные органы считают, что он был убит другим подозреваемым, не имеющим никакого отношения к этим банкам", - говорит Херштера. По заявлению Генпрокуратуры России, Френкель нанял свою знакомую, чтобы она организовала убийство Козлова. Они говорят, что эта женщина и двое других посредников заплатили трем украинским таксистам, чтобы они убили Козлова, когда он будет подходить к своей машине.
Френкель объявил себя невиновным. Его адвокат Игорь Трунов сказал в телефонном интервью, что его клиент отказался признать себя виновным, даже когда его посадили в камеру предварительного заключения с другими заключенными, которых ввели в заблуждение, сказав, что он является гомосексуалистом, что сделало его уязвимым для насилия с их стороны. Информация из Австрии, добавляет Трунов, не была доведена до сведения защиты.
В письме из тюрьмы, опубликованном в российских газетах, Френкель еще больше замутил воду. Он заявил, что сотрудники Центробанка, включая Козлова, шантажировали банкиров, обвиняемых в отмывании денег, требуя взятки в обмен на уничтожение информации о нелегальных операциях. Центробанк отрицает это обвинение.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях