The Wall Street Journal | 15 июня 2007 г.
Путинские правила
Редакция
Поаплодируем Паскалю Лами: он дал не совсем дипломатичный ответ на критику в адрес Всемирной торговой организации, прозвучавшую из уст российского президента Путина, да к тому же заговорил о реальной причине того, что не устраивает Москву в ВТО.
В своем выступлении в прошедшие выходные Путин разругал ВТО, которую возглавляет Лами, и подобные ей институты, назвав их "архаичными, недемократичными и неповоротливыми". Мир, по словам Путина, выиграет от установления нового порядка, где центральную роль будут играть развивающиеся экономики типа экономики его собственной страны. В среду Лами парировал, что на встрече, состоявшейся вскоре после этих выпадов, кремлевский лидер "не сказал мне, что ВТО столь старомодна, архаична и антидемократична, что Россия берет назад свое требование о приеме в эту организацию".
Не в бровь, а в глаз. В ВТО Россия пытается вступить с 1993 года, и Путин сделал членство в этой организации одной из первоочередных задач своего президентства, которое заканчивается в будущем году. Кремль часто выражал недовольство темпами переговоров, которые предполагают этап двусторонних соглашений с основными торговыми партнерами, уже принадлежащими к ВТО, а затем уже, на следующем этапе, заключение многостороннего соглашения с организацией в целом. За все эти годы Москва обвиняла нескольких членов ВТО в попытках сорвать процесс приема России в организацию.
Тем не менее главным камнем преткновения является неспособность России выполнять обещания, которые она сделала в соответствии с уже заключенными соглашениями. Например, Евросоюз хочет, чтобы Россия отказалась от практики взимания с иностранных составов более высоких (по сравнению с ценой для российских) железнодорожных тарифов, а также провела в жизнь заключенное в ноябре прошлого года соглашение о постепенном отказе от взимания платы с иностранных авиакомпаний за транссибирские перелеты. США утверждают, что Москве предварительно нужно усилить меры по охране прав на интеллектуальную собственность и открыть рынок для американской говядины - то есть выполнить условия двустороннего соглашения.
Другими словами, мяч находится у российской стороны, и это она должна сделать ход. Путин неоднократно заявлял, что ВТО не должна требовать от России вступления на нестандартных, как он выражается, условиях. Но разве это не стандартное условие - просить, чтобы Москва сдержала слово?
Что до аргумента Путина, касающегося важности развивающихся экономик, то он, возможно, запамятовал, что Бразилия и Индия уже являются членами ВТО и ключевыми участниками переговоров о либерализации торговли, проходящих в Дохе. Среди 150 членов ВТО насчитывается все больше развивающихся стран; для них эта организация - лучший форум для стараний добиться равных возможностей при взаимодействии с богатыми странами.
Впрочем, нынче Путин привык сам себе придумывать правила, которыми руководствуется: то он давит на Европу в энергетической сфере, то советует Вашингтону, как американцам осуществлять их собственную программу противоракетной обороны. Правила ВТО одинаковы для всех. Возможно, именно это и кажется Путину столь "архаичным".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях